Структура, называвшаяся «милиция», существовала на территории страны больше 93-х лет. Созданная 10 ноября 1917 года постановлением Наркомата «О рабочей милиции» по внутренним делам, она была призвана охранять правопорядок. В основу нового ведомства лег многовековой опыт предшествующих структур, и долгие годы милиция обеспечивала спокойствие граждан. К сожалению, за два последних десятилетия деятельность уже российской милиции постоянно омрачалась неприятными историями, происходившими в ходе работы ведомства, что и послужило причиной для внесения ряда изменений, нашедших выражение в Законе о полиции. Общественное мнение на данный момент сложилось таким образом, что большинство считает, что якобы новый закон обеспечит лишь смену вывесок и не затронет глубинных проблем, не принесет с собой никаких изменений. В данном материале мы попробуем развенчать этот миф, изложив основные структурные изменения в законодательстве.
Закон о полиции – организационное реформирование и принципы деятельности
Новый закон отменяет деление полиции на криминальную и полицию общественной безопасности. Орган вошел в систему федеральных органов власти, создание, реорганизация подразделений осуществляются Президентом РФ. Финансирование полиции осуществляется исключительно из федерального бюджета, тогда как в милицию шли поступления из бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов – это гарантирует независимость ведомства от нижестоящих бюджетов.
Деятельность органа теперь основана на уважении и соблюдении прав человека, его свобод, беспристрастности, законности и использовании технических и научных достижений, информационных систем и технологий. Действия полиции публичны, открыты и должны получать поддержку граждан, взаимодействие сотрудников и с гражданами происходит в рамках сотрудничества. Установлен особый принцип доверия общества – органы внутренних дел теперь обязаны в соответствии с ч. 5 ст. 9 Закона о полиции проводить постоянный мониторинг взаимодействия полиции и институтов общества, а также мониторинг общественного мнения о деятельности ведомства.
Закон о полиции – обязанности и права органа
Существенно расширился круг обязанностей полиции, особого рассмотрения заслуживают дополнения, указанные в ст.12 Закона.
В работе полиции теперь задействованы информационные системы, в частности электронная почта, по которой граждане могут подавать заявления и сообщения о происшествиях, преступлениях и правонарушениях. Хотя это новшество и не применимо на данный момент в полной мере, так как не проработан регламент, и далеко не все граждане знают о работе с электронной подписью, такие заявления можно подать через специализированные порталы государственных услуг.
Если полиция на месте прибытия обнаруживает пострадавших от преступления или несчастного случая, то теперь сотрудники ведомства обязаны оказывать первую помощь. Действия по спасению граждан, их имущества, по содействию бесперебойной работе спасательных служб должны предприниматься и при чрезвычайных ситуациях. Включены в обязанности и предупреждение экстремистской и террористической деятельности.
На полицию также возложена функция исполнения решения суда об изъятии боеприпасов и оружия, лишения прав управления транспортным средством, направления несовершеннолетних правонарушителей в учебно-воспитательные учреждения.
Расширяется и круг прав ведомства. Это и получение сведений (в том числе и составляющих налоговую тайну) об операциях и счетах граждан и юридических лиц от кредитных организаций, и привлечение с согласия гражданина к внештатному сотрудничеству, а также установление негласного сотрудничества с лицами, изъявляющими желание оказывать содействие органу. Полиция может устанавливать вознаграждение за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, причастных к нему, поощрять граждан, которые оказали помощь, и привлекать для консультации специалистов различных сфер с сохранением их заработной платы по месту основной работы.
Розыск лиц, скрывающихся от органов правосудия или лиц пропавших без вести и распространение информации содействующей установлению подробностей, может осуществляться посредством средств массовой информации и сети Интернет. Новый закон предполагает возмещение расходов или ущерба, принесенного в ходе использования гражданского транспорта в исключительных случаях. Сюда относятся преследование лиц, совершивших или подозреваемых в совершении преступления, доставка пострадавших в медицинские организации, отбуксировка с места ДТП поврежденного транспорта. При этом транспортным средством могу при необходимости управлять сотрудники полиции.
По п.2 ч. 1 ст. 21 Закона о полиции установлен список средств, которые может применять полиция для пресечения административных правонарушений: газовые средства, палки специальные, средства связывания и ограничения подвижности, электрошоковые устройства, окрашивающие средства, водометы, специальные средства для принудительной остановки транспорта, бронемашины, средства разрушения преград и другие.
Статьей 22 вводятся ограничения на применение этих средств. Запрещается применять их в отношении беременных женщин, инвалидов, участников незаконных собраний, носящих ненасильственный характер и не нарушающих общественный порядок. Сотрудники полиции вправе применять спецсредства только в случае защиты от нападения или посягательства на транспорт или оружие, пресечения побега из тюрем и задержании пытающегося скрыться или оказать вооруженное сопротивление подозреваемого на месте совершения тяжкого или особо тяжкого преступления.
Задерживать гражданина по основаниям, указанным в ч. 2 ст. 14 полиция в праве на срок не более 48 часов. Задержанный имеет право на юридическую помощь, воспользоваться услугами переводчика и объявить о своем местонахождении родственникам не позднее трех часов с момента задержания.
При обращении к гражданину сотрудник обязан по требованию предъявить служебные документы, назвать полное имя и должность и сообщить причину и цель обращения. Если задержание было неправомерно, то полиция обязана принести извинения гражданину по месту работы, учебы или жительства в соответствии с его пожеланиями.
Проникновение в помещение осуществляется только в случаях, указанных ч. 3 ст. 15 Закона о полиции: спасение граждан или имущества, обеспечение безопасности граждан, задержание подозреваемых, пресечение преступления, установление обстоятельств несчастного случая. Не позднее 24 часов с момента вторжения должны быть письменно извещены собственники помещения и прокурор (независимо от желания граждан).
Закон о полиции – эффективность
В материале мы рассмотрели только самые заметные нововведения, оценить масштаб проделанной авторами работы можно лишь ознакомившись с текстом Закона. Адаптировать его к требованиям современности – непростая задача, Закон о полиции лишь начало реформирования МВД. Насколько эффективен новый закон, что он даст, и как покажет себя на практике – мы сможем оценить лишь спустя несколько лет.