Отделение паллиативной помощи, которое находится на территории областной детской больницы №2, обычно называют детским хосписом, хотя это не так. Часто единственными посетителями деток, которые здесь лечатся, становятся волонтеры из движения «Общие дети», время от времени устраивающие здесь веселые детские праздники. На них приглашают кинологов с обученными собаками. От пляшущих под музыку и показывающих цирковые номера дрессированных четвероногих, ребята приходят в восторг. Впечатлений от таких праздников детям хватает надолго. Мы заглянули в отделение и посмотрели, как живут его маленькие пациенты.
Волонтеров дети ждут с нетерпением
Нянечки в отделении паллиативной помощи совсем не похожи на обычных нянь в детских больницах – вместо белых халатов на них надеты цветные. Маленьких пациентов на пропитанный весенним теплом воздух вывозят на инвалидных колясках с трудом – здесь нет специальных пандусов и дорожек. Такая же непростая задача – собрать детей на прогулку. Для сравнения, чтобы накормить одного ребенка-инвалида, требуется от 30 минут до часа.
Но, когда начинается представление, во время которого собаки, переодетые в костюмы инопланетян, танцуют фристайл, дети замирают, хлопают в ладоши. После выступления кинологи-дрессировщики Дарья Каширина и Елена Харахурсах дают возможность всем маленьким пациентам погладить своих питомцев – далматинца Бэсси, голую мексиканскую Ежевику и восточноевропейскую овчарку по кличке Тим. Дарья по профессии юрист, Елена – художник-педагог. Для обеих девушек дрессировка собак – хобби, которое, в общем-то, стало их профессиональным занятием. Помимо соревнований, они – долгожданные гости на детских праздниках и в детских домах. Ведь собаки обучены общаться с детьми.
Возрастной отрезок детей, которые находятся в отделении паллиативной помощи, - от 0 до 18 лет. Среди них есть те, у кого есть родители, и те, у кого их нет. Здесь же проходят лечение воспитанники Бутурлиновского и Сомовского детских домов. Маленьких пациентов отделения объединяет то, что они - дети-инвалиды и, как говорят врачи, имеют ограниченный срок жизни. Именно поэтому медицинский персонал и волонтеры делают все, чтобы сделать жизнь ребенка, которому осталось жить, может быть, несколько месяцев, счастливее и комфортнее. Например, Дарья Серавина работает волонтером «Общих детей» уже четыре года. Вместе с другими единомышленниками девушка помогает организовывать детские праздники.
27-летняя волонтер Ксения Пенькова в движении «Общие дети» - три с половиной года. Девушка окончила экономический факультет ВГУ, по профессии она - бухгалтер. Сейчас находится в декретном отпуске с младшим ребенком. Всего у девушки двое детей. О движении «Общие дети» узнала через свою, личную проблему:
- Когда моя дочка была маленькой, я попала с ней в больницу. Вместе с нами в палате лежал ребенок-отказничок, и к нему постоянно приходили волонтеры. Так я узнала об «Общих детях». С тех пор прошло три с половиной года. Уходить я из волонтерского движения я не собираюсь.
- Волонтеры приходят к нам практически ежедневно, - рассказывает врач-педиатр Камилла Доронкина. - Наши дети ждут их с нетерпением. Энергия, которая исходит от детей, их радость передается и персоналу. Это дает силы продолжать работать дальше, даже когда умирают пациенты. За год от нас ушло два ребенка – один с онкологической патологией, другой – с врожденной патологией нервной системы. Сейчас в отделении находятся дети в основном с заболеваниями нервной системы. Продолжительность их жизни меньше, чем у здорового человека. Но мы вместе с волонтерами стараемся сделать ее счастливой.
Место, где переосмысляется жизнь
Отделение паллиативной помощи открылось чуть больше года назад. Его разместили в корпусе бывшего инфекционного отделения. Освободившееся помещение начали реконструировать. Неприглядный фасад здания отделения сейчас ремонтируют. Здесь пока еще нет пандусов, по которым ребенка инвалида-колясочника можно было бы вывезти на улицу или завезти внутрь. Нет и благоустроенной территории вокруг отделения. Хотя все подобные отделения имеют свою, огороженную территорию, декоративный бассейн, часовню, и главное - удобные дорожки, по которым можно провести инвалидную коляску.
У самого корпуса – длительная предыстория. Он был построен в далеком 1941 году. В 1943-м был разрушен, и восстанавливался горожанами во время Великой Отечественной войны. Когда пришла пора капитального ремонта здания, строители столкнулись с проблемой: наружные стены были прочные, а вот фундамент и внутренние перегородки свой срок давно отслужили, стены сгнили. Пришлось их сносить и возводить новые.
Однако, благодаря спонсорам и волонтерским организациям (таким как «Общие дети», «Благо») внутри отделения по-домашнему уютно. Рассчитано оно на 10 детей, здесь же – палаты для мам. Излюбленное место малышей - игровая комната, где аккуратно расставлены самые разные игрушки. Есть и живой уголок с живыми черепахами. Палаты – на два и на одного пациента – сделаны по европейским стандартам, стены в них выгодно отличаются от привычных больничных, надвое расчерченных штукатуркой и краской. Здесь дизайн детских комнат продуман до мелочей, так что глаз отдыхает.
В одной из них собрались четверо ребят примерно одного возраста из Бутурлиновского и Сомовского домов ребенка - Лиза, Вадим, Володя, Галя. Все они – инвалиды-колясочники.
- Здравствуйте! Заходите к нам, - гостеприимно приглашает на посиделки душа отделения, девочка Лиза. Несмотря на свои скрюченные руки и ноги, Лиза очень самостоятельная. Сама вскарабкивается на коляску, отталкивается ногами, смеется и шутит.
Детям читает сказки красивая и статная женщина – мама троих детей. Маленькой дочке нет и двух лет, за ней присматривает старшая шестилетняя сестра, которая еще успевает играть с ребятами. Женщина ловко помогает девочкам залезть на инвалидную коляску, отвозит их в туалет, обходясь без помощи нянечек.
Есть здесь совсем еще карапузы. У маленького Гриши, которому еще нет двух лет, скоро будет любящая и заботливая мама. (Биологическая мама от малыша отказалась.) У женщины, которую мы условно назовем Ольгой, (настоящее имя нас попросили скрыть) уже есть двое взрослых сыновей. Но материнская любовь границ не знает, даже если этот ребенок – вовсе не ее родной. Маленькие кулачки Гриши, казалось, никогда не раскроются. Ребенок родился со сросшимися пальчиками, патологией нёба. Но совсем скоро здесь же, во второй городской детской больнице, ему сделают операцию. Когда заработают пальчики, ребенок сможет нормально развиваться, заговорит и наверстает упущенное. Ольга очень рада тому, что навещать малыша можно весь день, в то время как в больницах для посетителей действует жесткий график.
Замечательно то, что двери отделения открыты для всех неравнодушных людей, которые хотят не только оказать детям посильную помощь, но и просто с ними пообщаться, поиграть, почитать книгу. А внимание, оказанное ребятам, окупается во сто крат. А дети жаждут общения, словно люди на необитаемом острове.
- Через ваше издание я хочу поблагодарить наших спонсоров и волонтеров, а их много. Спасибо за их сердечность, внимание к детям – посмотрите на их улыбки, - говорит педиатр Камилла Доронкина.
Четверо друзей из Бутурлиновского Дома ребенка скоро снова вернутся в детский дом, для них лечение в паллиативном отделении – временное. Нужно освобождать места для детей с онкологией, которые здесь – первоочередные пациенты.
- Мы стараемся воспитывать в детях любовь, - говорит Камилла Александровна. - Если у ребенка рядом нет мамы, они видят, что рядом много людей, которые их любят, относятся к ним с добром.
Что паллиативному отделению требуется в первую очередь?
Отремонтировать фасад здания, благоустроить и огородить примыкающую к отделению территорию, приобрести свой санитарный транспорт, на котором детей можно было вывезти в дельфинарий или, например, в кино. Среди вещей первой необходимости, в которых нуждаются дети, - памперсы (детские - номера 4,5,6 и взрослые – номера 1 и 2), детские влажные салфетки, детские крема и порошки, одежда, игрушки. И просто внимание.
- Пусть люди не боятся приходить в наше отделение – с памперсами и без них, - говорит Камилла Доронкина. - Здесь происходит переосмысление жизни. Часто люди приводят с собой детей, которые, глядя на таких деток, начинают смотреть на жизнь иначе, и понимают цену детства, согретого родительским теплом.
Анастасия Сарма.