В Воронеже французы без страховки показали «Танец человека с экскаватором»
Кто бы мог подумать, что на Площади Ленина когда-нибудь воплотится сцена вполне себе в духе произведений Андрея Платонова, во время которой человек станцует с машиной? С неповторимого шоу, которое привезла с собой в Воронеж французская труппа BEAU GESTE, - завораживающего и опасного танца человека с экскаватором – вчера начался IV Международный Платоновский фестиваль искусств. В его торжественном открытии приняли участие глава региона Алексей Гордеев и помощник президента РФ Игорь Левитин.
«Россия – страна трудного счастья»
В шесть часов вечера на площади Ленина яблоку негде было упасть. «Танец человека и экскаватора», открывающий нынешний Платоновский фестиваль, вызвал среди горожан небывалый ажиотаж, даже несмотря на небывалую жару. Многие захватили с собой малышей. Сидячие места на трибуне занимали заранее.
Представление открылось танцевальным флэш-мобом, который подготовила сотня молодых парней и девушек, среди которых были и волонтеры Платоновского фестиваля. Затем слово взял худрук воронежского Камерного театра и директор фестиваля Михаил Бычков, который рассказал, что в этом году фестиваль отличается небывалым количеством бесплатных, уличных представлений и концертов.
Михаил Бычков
Директор Платоновского Фесиваля
|
Выступления лучших театров мира, лучших музыкантов России стали возможны, благодаря тому, что фестиваль учрежден правительством Воронежской области и администрацией города Воронежа, поддерживается Министерством культуры Российской Федерации и большой группой спонсоров. |
Помощник президента РФ Игорь Левитин поздравил воронежцев с открытием Платоновского фестиваля, поблагодарил организаторов и губернатора Алексея Гордеева, и напомнил, что 2014 год объявлен президентом Владимиром Путиным годом культуры. И фестиваль станет частью этого большого праздника.
Игорь Левитин
Помощник президента РФ
|
Мы видим, что в последние годы культура в Воронежской области возрождается. Ярких вам выступлений и счастливых дней во время фестиваля! |
То тут, то там над головами собравшейся публики летал неопознанный летающий объект - маленькая жужжащая камера, рассекающая воздух над головами зрителей вертолетными лопастями. Вертолет взлетал далеко вверх и планировал вниз. Увидев, какую бурю интереса со стороны зрителей вызывает маленький НЛО, Алексей Гордеев начал свое выступление с шутки, удачно разрядив торжественный официоз: «К нам прилетели друзья из космоса, давайте их поприветствуем!».
Алексей Васильевич рассказал, что Платоновский фестиваль - одно из тех событий, которые воронежцы ждут с нетерпением и удовольствием.
- Уже сегодня можно сказать спасибо и дирекции Платоновского фестиваля, и волонтерам, и воронежской молодежи, - обратился глава региона к танцорам, устроившим флешмоб. - Молодежь, вы молодцы! Международный Платоновский фестиваль заставляет нас еще раз вспомнить Андрея Платонова – гениального писателя, нашего земляка, книги которого стали достоянием всего человечества. Он писал философию жизни, он подсказывал каждому человеку смысл жизни, и все это дошло до нас. Какими бы ни были обстоятельства его жизни, он любил свою родину. Я вспоминаю такие слова из его произведения: «Россия – это страна трудного счастья, но все-таки счастья».
Не акробат и не экскаваторщик
И вот началось самое интересное. На площадь выехал оранжевый экскаватор «Хёндай» - бесшумный, по-женски миниатюрный и что-то тихонечко бибикающий себе под нос. Кажется, от такой машины пришел бы в восторг и платоновский машинист Александр Мальцев. Экскаватор ковшом «раскланялся» перед зрителями, и из него выпрыгнул мужчина в рубашке и брюках. Дальше, под музыку Сен-Санса, пение Марии Каллас и отрывок из оперы Жюля Массне «Сид» начался индустриальный балет с цирковыми и акробатическими элементами. Экскаватор напоминал то древнего звероящера, поднимающего над площадью человека в своей ковшеобразной пасти, то капризную даму. «Звероящер» поднимал мужчину за ноги, пытался его догнать и «съесть». Исполнитель опасной роли – француз Филипп Приассо – парил на ковше, расправив руки, и исполнял все опасные пируэты без страховки, даже вниз головой. В конце выступления из кабины экскаватора вышел партнер Филиппа по труппе, Кристиан Эрбе – кстати, вовсе не профессиональный экскаваторщик. Как пояснил корреспонденту 36on.ru Филипп Приассо, «никакой профессиональный шофер не хотел бы этого делать. Это слишком опасно и слишком ответственно».
Французской труппе BEAU GESTE, в которую входят художественный руководитель Доминик Буавэн, Филипп Приассо и Кристиан Эрбе, насчитывается уже 30 лет. С момента создания шоу в 2005 году «Танец человека и экскаватора» был показан уже более чем в 40 странах около 700 раз. Экскаватор каждый раз – разный. Задачей хореографа Доминика Буавэна было продемонстрировать физическое взаимодействие человека с огромным механизмом – далеким от творчества, танцев и чувств. Для французов это уже не первое выступление в России. До этого «Танец человека и экскаватора» они показывали в Москве и Самаре.
57-летний француз Филипп Приассо живет в Нормандии. Вообще-то он не акробат и даже никогда не работал в цирке. Просто танцор, который занимается современными танцами. Выступать в, казалось бы, неудобной белой рубашке и брюках он привык. На руки надевает мотоциклетные уплотненные перчатки и специальную нескользящую обувь.
Несмотря на то, что артист застраховал свою жизнь, он принципиально выступает без страховочных ухищрений: «Если мы будем подвешены на страховке, это убьет всю поэзию номера, - объясняет Филипп. - А ведь нужна легкость, нужно рисковать!». Кстати, после выступления среди зрителей пополз слух: «Бедный фразцуз! Он ведь уже получал травму головы, упав с экскаватора. И снова взялся за свое». Мы поинтересовались у артиста через переводчика, действительно ли у него была травма. «Нет, слава богу! Травм у меня не было», - ответил он.
Бог из машины
Танец с экскаватором – перформанс для труппы эксклюзивный, до этого никаких пируэтов с дорожной техникой французы не делали. Коллеги из труппы Филиппа рассказали, что длительность и количество репетиций каждый раз зависит от погодных условий и местности, от того, насколько сложный экскаватор, идет ли дождь?
- Филипп, не мешает ли вам выступать такая жаркая погода, как сейчас?- спросили мы у артиста.
- Конечно, жара затрудняет выступление, но во время представления быстро забываешь, что на улице жарко. Когда видишь, как много от тебя ожидает публика, сразу забываешь обо всех неудобствах.
- Как пришла идея танца с экскаватором?
- Этот тип машины полностью заточен под танцы. Нам было интересно показать взаимоотношения между человеком и машиной, которые могут вращаться вокруг идеи конфликта человека и машины. Мы показали эту проблему под другим углом зрения. Машины – это люди, которые их конструировали. Нам важно было показать гармонию между позитивным и негативным началом.
- Символизирует ли экскаватор женщину?
- Каждый, кто смотрит это представление, будет истолковывать образ машины по-разному – в зависимости от своей культуры, своих ощущений, своего пола. Мы бы никогда не хотели, чтобы в нашем выступлении было четкое разделение ролей и образов. Иногда на наш номер бывают очень специфические реакции: одни видят в экскаваторе море, другие – бога, третьи – химеру, которая относит нас к древнему мифу. Каждый будет интерпретировать эту историю по-своему. Вот почему у нас нет четкого рассказчика, четкой сюжетной линии. История строится вокруг изящности «руки» машины, напряжения тела танцора. В нашем перформансе нет никакого пафоса, потому что музыка, его сопровождающая, уже очень торжественная и лирическая. И поэтому танец должен быть очень ясным и простым.
- Не бывает ли вам страшно во время этого опасного танца?
- Нет, не бывает. Если я буду бояться на таких представлениях, то публика тоже будет испытывать страх. Так нельзя. Людям нужно давать ощущение легкости, простоты. С публикой нужно делиться своей внутренней свободой.
После «Танца человека и экскаватора» Алексей Гордеев с супругой Татьяной Гордеевой побывали на концерте пианиста Михаила Плетнева, который прошел в Театре оперы и балета. Маэстро исполнил музыкальную программу на своем рояле, специально привезенным в Воронеж для выступления
Что же касается «Танца человека и экскаватора», то его в Воронеже вдень открытия фестиваля показали два раза - в 18.00 и 20.00. Головокружительный и завораживающий перформанс на Площади Ленина все желающие могли увидеть и 6 июня в 18.00 и 20.00. Возраст зрителей – не ограничен.
К слову, это представление является частью нового направления Платоновского фестиваля – «Уличный театр», зрителями которого могут стать все желающие совершенно бесплатно.