Из почты газеты «Воронежский Курьер»
Обращается к вам Полина Ивановна Сидякина из села Колыхалина Валуйского района Белгородской области. Так и на конверте надо написать, письмо дойдет. Индекс -- 309974. Кто-то из правнуков бойца Николая Ивановича Погорелова, захороненного в братской могиле села Шелаева, недавно позвонил в местную школу. Человек из Воронежской области сказал, что хотел бы приехать 9 Мая и поклониться могиле прадеда. Я прошу вас: опубликуйте мой адрес, чтобы тот мужчина прочитал и обязательно приехал. Мы его очень ждем. Я бывшая пионервожатая и учитель географии, уже седьмой десяток лет дотаптываю на земле, но до сих пор болею памятью павших в боях за Родину. Наша семья в Великую Отечественную войну потеряла 12 человек, отец пропал без вести в декабре 1944 года, поэтому много лет я веду поиск родственников бойцов, погибших в войну. Нашими усилиями восстановлены данные обо всех десяти воинах, захороненных в братской могиле в селе Шелаеве. Один из них -- Николай Иванович Погорелов -- воронежский.
Мы узнали, что он родился в 1918 году в селе Черкесск Павловского района. После пятого класса пошел работать конюхом -- умер его отец, и в большой семье Николай остался старшим мужчиной. В 14 лет стал единственным кормильцем, опорой матери, Надежды Семеновны. В 1937 году Николай Погорелов призвался на воинскую службу, участвовал в Финской войне, освобождал Польшу, демобилизовался по ранению. Вернулся домой, выучился на курсах трактористов и до начала Великой Отечественной войны работал в своем колхозе бригадиром тракторного отряда. За высокие показатели при уборке урожая 1940 года его наградили велосипедом. В июле 1941 года Николая мобилизовали на фронт, служил в артиллерии. Где и как получил Погорелов тяжелое ранение, мы не знаем, но оказался он в госпитале села Шелаева, тогда Уразовского уезда Курской области. Мы с пионерами разговаривали с шелаевцевами, которые работали в госпитале с января 1943 года. Они вспоминали, что размещался госпиталь в классах земской школы. Уразовская больница не могла вместить всех раненых -- очень много было их из-под Харькова. Легко раненых устраивали в домах селян на соломе, они только приходили на перевязку. А многих переправляли в Шелаево. В Шелаево умер только один раненый боец, молодой красивый парень. Он терпеливо переносил все страдания, хотел жить, но 14 сентября 1943 года скончался. Хоронили его всем селом. Вскрыли братскую могилу летчиков и опустили туда четвертый гроб. Медсестра Екатерина Бесшапочная фамилию умершего бойца не запомнила, но сказала, что парень был из Воронежской области.
И только в 1966 году мои пионеры узнали, что в братскую могилу села Шелаево захоронили сержанта Николая Ивановича Погорелова. Как написано в ответе из военкомата, бойца 26-го СПП. В 1967 году год в День Победы на могилу приезжали из Павловска его мать Надежда Семеновна и сестра Полина Ивановна Ракитянская, они по адресу в похоронке вышли на нашу школу. Той весной одновременно и дружно зацвели сирень и черемуха -- из них мы сделали много букетов и возложили на братскую могилу. Так мы узнали, что в братской могиле покоятся десять воинов: Михаил Жаринов, Василий Солодкин, Павел Чамичан, Николай Погорелов, Николай Малышев, Иван Лямотов, Ефим Лейкин, Никита Кудреватых, Денис Крамаренко, Николай Бабин. Они родом из разных мест -- от Львова до Сибири, а остались навеки в земле шелаевской. Они, как и 300 наших односельчан, до радости Победы не дожили.
Полина СИДЯКИНА
Печатную версию материала читайте в газете "Воронежский Курьер".