На ней история семейного застолья превратилась в триллер из семи картин, который мог бы называться «Особенности национальных праздников».
Они сидят, улыбаются, прихлёбывают вино, пристально и напряженно смотрят на зрителя. На снятых «полароидом» любительских кадрах, которые имитирует
Персонажи, замкнутые в пространстве двух комнат, огорожены, с одной стороны — шкафом, с другой — праздничным столом с белой скатертью, и, кажется, сейчас приступят к тайному ритуальному поеданию. Их лица — намеренно искажены и напоминают нарисованные от руки маски: у парня вместо рта — длинная красная полоска, а вместо глаз — щелочки. У женщины в свитере белозубая улыбка превращается в хищный оскал. Очки одного из центральных персонажей — по всей видимости, матери, — сдвинулись набок и превратились в глаза зомби. На месте головы мужчины, обнявшего мальчика с зеленым воротничком, — имитация выколотой
— Мои работы перекликаются с полароидными фотографиями, популярными в
Не трудно догадаться, кто изображен на «полароидных» картинах — родные и знакомые, знакомые знакомых: «Отчасти — это личная, семейная история, отчасти — просто
— Как родные отнеслись к моим работам? Ну,
Как можно догадаться, на картинах присутствует и сам художник, который в
— Это живописание обыденности, в которой мы живем, — говорит Кирилл Гаршин. — Сегодня, на открытие выставки, сюда придут люди, которые тоже будут выпивать, улыбаться, их тоже будут фотографировать. У
Название выставки — «Праздные дни» — заставляет обратиться к толковому словарю. «Праздный» — порожденный бездельем, бесцельный, бесполезный, пустой. В своей выставке Гаршин отразил целую эпоху и особенности национального характера, который не мыслится без календарных праздников. Специфику типичных семейных альбомов, от которых в большинстве случаев остаются не портреты, а полупьяные сытые физиономии на фоне ковров и шкафов.
— «Праздные дни» — время, когда ничего не происходит, — объясняет художник. — Стремление сбежать от безвременья побуждает к действиям, к желанию развеять скуку, заполнить пустоту светлыми моментами радостного единения. Они так стараются. Надо успеть, пока не началось искажение.
Все семь работ Кирилл Гаршин сделал в рекордно короткие сроки. На каждую ушло
— В психоневрологическом диспансере я лежал месяц, — вспоминает Кирилл Гаршин. — Там мне было абсолютно нечем заняться. Это безвременное, праздное существование заставило меня обратиться к библейскому откровению. Я подумал: что бы произошло, если бы Иисуса Христа заперли бы в сумасшедшем доме вместе с апостолами? Вся эта глобальная история от рождения до воскрешения вылилась в абсурдный спектакль в сумасшедшем доме.
Глядя на «библейские» работы Кирилла Гаршина — выпускника Воронежского художественного училища — нетрудно увидеть сознательные аллюзии на картины Питера Брейгеля и Иеронима Босха, голландских живописцев, запечатлевших уроки анатомического вскрытия («Урок анатомии доктора ванн дер Меера» Михиля ван Миревельта и «Урок анатомии доктора Тульпа» Рембрандта). А некоторые отмечают сходство стиля яркого воронежского художника с американскими неореалистами — Рокуэллом Кентом и Эдвардом Хоппером.
— В отличие от многих современных художников ты имеешь законченное художественное образование. Должен ли,
— Должен или нет — не мое дело. Если художнику необходимо получить художественное образование, он его получит, — уверен Кирилл.
— Это очень помогает, если ты хочешь быть независимым и делать автономное искусство. Живопись — очень автономное медиа. Тебе не требуется ничего, кроме картона, красок и своих задумок. Это не скульптуры и не объекты, для которых приходится нанимать людей. Здесь все можно сделать самому.
Текст и фото Анастасия Сарма