Возможно, не всем так не повезло со школами (я училась в трёх), как мне, поэтому я заранее прошу прощения за свой восторг. Оказывается, в Воронеже есть школа-мечта. Вы когда-нибудь видели, чтобы все вместе — учителя, родители, ученики — закладывали символический камень в основании нового здания и желали школе процветания? А слышали, чтобы у школы была своя гончарная мастерская, кузница, птичник? Или же, чтобы на общем собрании решали, где и какую взять общую на всю школу собаку? Ремесленный городок ещё предстоит воплотить в жизнь, но я более чем уверена, что всё получится, ведь такого отношения к образованию и таких взаимоотношений внутри школы я ещё не встречала.
Речь идёт о единственной в Воронеже вальдорфской школе. Вальдорфская педагогика пришла к нам из Европы, первая школа была открыта в Германии. Педагогика основывается на антропософских представлениях, или «науке о духе». Это методы саморазвития и духовного познания с помощью мышления. Антропософия — путь познания, стремящийся привести духовное в человеке к духовному во Вселенной.
В вальдорфской школе иной, чем в обычной школе, подход к обучению. Кроме традиционных уроков, здесь используют такой способ работы как «эпохальное преподавание». Это означает, что предметы изучают «эпохами» — погружение в одну или несколько тем одного предмета, скажем, математики. Эпохальный урок длится полтора часа и всегда проходит «на свежую голову» первым уроком. Продолжается «эпоха» 3-4 недели. Ей на смену приходит следующая. С преподаванием подобным методом, он ещё называется «метод глубокого погружения», знакомы и учителя традиционных школ, но по каким-то причинам он почти не используется в традиционном образовании.
Сегодня в мире существует 1025 вальдорфских школ. В Воронеже такая школа одна — «Радуга». Два десятилетия назад педагог воронежского лицея №3 (ныне это МОК №2) , почётный учитель России Наталья Елисеева заинтересовалась вальдорфской системой. При поддержке директора она создала экспериментальную школу при лицее.
Наталия Князева, классный учитель в 7 классе, преподаёт астрономию и математику:
— Назвать нашу школу «Радуга» классической вальдорфской нельзя. Скорее, мы идём по этому пути. У нас нет некоторых предметов, которые обязательны в вальдорфской школе. Например, в Европе известен такой предмет как эвритмия — движение под музыку. Он является очень важным, он помогает гармонизовать тело человека. Не так у нас поставлено, как в европейских школах, дело с ремесленничеством. В европейской вальдорфской школе детям преподают растениеводство, огородничество, у них во дворах школ даже ульи стоят. Мы надеемся, что подобное появится и у нас. Сейчас рано об этом говорить. По сравнению с почти столетней историей вальдорфского образования в мире, мы только «встаем на ноги», опираясь на принципы вальдорфа. Я имею в виду методику: «эпохальные» уроки, «классные учителя», само построение урока, когда дети открывают что-то новое для себя сами. Всё это мы максимально стараемся перенести. Нам предстоит ещё много работать, чтобы стать классической вальдорфской школой.
Мнение выпускницы, учившейся как в обычной, так и в вальдорфской школе, Альбины Выхристенко:
— Когда я училась в восьмом классе, наша школа в первый раз переехала в другое место — в Тенистый. Тогда там ничего не было, и меня испугало, что я буду ездить в какой-то лес. Я перевелась в общеобразовательную школу. У меня был шок. Здесь не было уюта, к которому я привыкла. Здесь было совсем другое отношение: «Учитесь — учитесь. Не учитесь — ну и ладно». В вальдорфской школе такого нет. Здесь со школьниками занимаются. К каждому ученику стараются найти свой подход. Всё нацелено не на то, чтобы заставить что-то учить, а чтобы школьник хотел учиться. Конечно, мне хотелось вернуться в вальдорфскую. Но я решила всё-таки остаться в обычной.
За время своего существования школа сменила несколько мест обитания. Она «жила» в микрорайоне Тенистый, сейчас снимает помещение на базе школы №92 в Шилово. Накануне своего совершеннолетия, 21-ого дня рождения (с точки зрения вальдорфской педагогики, именно в этом возрасте наступает совершеннолетие), у школы появилась надежда обзавестись собственным «домом»: зданием для школы и детского сада, а также гектаром земли для ремесленного городка.
Накануне дня рождения, учителя и родители школы провели педагогическую конференцию с круглыми столами и мастер-классами, на которую пригласили воронежских педагогов и родителей.
По этому случаю в Воронеж приехал директор и создатель вальдорфской школы в Германии Петер Лампазиак и немецкая художница, педагог с 20-летним стажем Ангелика Кольбе. Они уже много лет дружат с воронежской «Радугой», приезжают к нам, чтобы передать свой педагогический опыт, а также провести долгожданные семинары по лепке и живописи. Несколько раз ездили вместе с учениками в Дивногорье и на Хопёр.
На конференции гости из Германии провели два мастер-класса и круглых стола. Так, Лампазиак учил танцевать и работать с глиной. Это ещё одно отличие вальдорфской школы от обычной: здесь много внимания уделяется работе с натуральными материалами. Детей учат не только рисовать, но и вязать, лепить из глины, мастерить.
На конференции был организован стенд с детскими поделками. Я с удивлением рассматривала тетрадки по географии, математике, физике. которые дети сделали сами. Среди них — проектные тетради выпускников на тему моды и национальности хлеба, рокмузыки и мультфильмов, создания настоящей работающей мельницы (в миниатюре) и изобретения духов, съемки собственного фильма и конструирования станка в реально действующем цехе… Они совсем не похожи на те, что были в школах, где училась я. Нас заставляли переписывать текст из учебника «не выходя за поля». А здесь же — какие-то вклеенные картинки, вырезанные, должно быть, из журналов, фотографии. Каждый альбом — маленькое произведение искусства ручной работы, где каждый разворот и страница свёрстаны, выражаясь современным веб-языком, в едином неповторимом стиле.
Среди прочего на столе лежал распухший от объема фотоальбом. Вот по лесу идут дети с рюкзаками и палатками за плечами. Позже мне рассказали, что дети воронежской школы «Радуга» несколько раз в год ездят в поездки по России. Походы, во время которых ребята проходят практику, входят в учебную программу. Вот — вы не поверите — дети готовят блины на масленицу. У вас было что-то подобное в школе?
Свой 21-й день рождения, который отмечается 26 апреля, «Радуга» отпраздновала на территории будущего собственного дома, как надеются родители и учителя. Пели песни, сочиненные самими школьниками. Обустраивали будущий «Город-сад» — сажали цветы и деревья. Водили хороводы, пели песни под гитару. Организовали ярмарку hand-made из поделок детей и их родителей. Ели праздничный торт и запускали в небо воздушные шарики… Я училась в трёх разных школах, в том числе в довольно неплохой московской, и я нигде такого не видела.
Больше всего меня поразила символическая закладка основания будущего дома для школы. (Хотя само здание уже построено, на прилегающей территории ещё многое предстоит сделать: построить гончарные мастерские, кузницу, птичник, теплицу, отремонтировать верёвочный городок и др.) Рядом со зданием выкопали яму, куда положили камень. Подходили совсем маленькие карапузы, ученики постарше, выпускники, учителя, родители. Все стукали маленьким молоточком по камню и желали: «Хочу, чтобы наша школа процветала», «Хочу, чтобы мои праправнуки учились в этой школе». И даже когда символическая церемония закончилась, и уже звали на хоровод, желающие пожелать что-то хорошее своей школе продолжали подходить к камню. Я фотографировала, слушала пожеланию, и вспоминала, как я сама, будучи школьницей, мечтала взорвать к рыжей бабушке школу и закопать живьём учителей.
Если всё сложится удачно, то своё собственное здание у школы «Радуга» появится в селе Бабяково, это недалеко от Воронежа, около семи километров в сторону Новой Усмани. Район называется «Зазеркалье». Когда-то планировалось, что это будет фешенебельный микрорайон с таунхаусами. Успели построить сами таунхаусы и спортивный комплекс. Но, судя по всему, воронежцы неохотно покупали дорогие дома, и теперь владельцы решили продать здание спорткомплекса школе, которая так долго искала себе помещение.
Новое здание ещё не принадлежит школе. Приобретать будут на собранные с пожертвований деньги, но основную часть планируют взять в рассрочку в Сбербанке РФ. Школа делает все возможное и невозможное, чтобы обеспечить детей долгожданным жильем: все устали от «съемных квартир». Погашать долг собираются из заработанных денег. На территории будущей школы есть два теннисных корта, которые планируют сдавать в аренду. Также в планах организовать платные образовательные услуги (кружки, семинары, спортивные и туристические секции) для детей местных жителей. И — проводить платные семинары, собственные и приглашенных сторонних компаний. Администрация «Радуги» надеется, что с появлением школы в микрорайоне, он станет более привлекательным для воронежцев. Ведь здесь будет уже целая инфраструктура: кроме самой школы в одном из таунхаусов разместится детский сад, существующий при школе.
Светлана Куцевалова, директор школы «Радуга:
— Вместе со школой нам достанется гектар земли и два теннисных корта. На земле мы планируем построить целый ремесленный комплекс: кузницу, гончарную мастерскую, теплицу. Хотим посадить сад, чтобы дети занимались растениеводством. У нас даже будет свой птичник: мы хотим завести для детей фазанов.
Когда появилась надежда на своё помещение, мы собрались вместе с детьми и нарисовали нашу будущую школу. Очень многие дети спрашивали: «А будет у нас там своя собака?». И мы им пообещали. Я спрашивала у ребят: «Вот будут каникулы, кто будет кормить собаку?». Они, оказалось, уже всё продумали. И даже договорились с какой-то живущей в Бабяково девочкой, что она будет кормить собаку на летних каникулах. А если вдруг не сможет — то собаку заберёт к себе кто-то из детей. Всё-всё продумали. Рядом со школой нашлась даже конура — не знаю откуда.
Обустраиваться на новом месте, строить всё то, что задумали, будут общими усилиями учителей, родителей и детей. Делать всё сообща — в традиции вальдорфской школы. Сейчас в школе учится 75 человек. Среди них есть несколько детей известных воронежских бизнесменов, например, из семьи Губаревых (компания «Робин Сдобин») и Малышевых (промышленная группа «СоДЕЙСТВИЕ»). Каждый помогает школе, чем может. Предприниматель Малышев, например, помог школе с автобусом, на котором воронежских детей, словно они вовсе не воронежские, а какие-нибудь американские, привозят и отвозят из школы. Этот же автобус будет возить детей и в Бабяково.
Максимум, который в будущем сможет принять новая школа — это 300 человек. Больше расти ни учителя, ни сами родители не хотят. Ведь камерную атмосферу и индивидуальный подход довольно тяжело перенести на большой формат. Лучше всего иметь школу на небольшое количество учеников и потом открывать при ней филиалы, считает директор.
За годы существования «Радуга» выпустила из своих стен около 300 учеников, большинство из них продолжили обучение в ВГУ и других вузах города. Единственный «минус», который я обнаружила — обучение в школе платное. Ежемесячно каждая семья платит шесть тысяч рублей за одного ребёнка и три тысячи за второго. Не каждая воронежская семья может себе такое позволить. Однако, и это сугубо моё личное мнение, лучше найти эти деньги и обеспечить хорошее образование, чем травмировать детскую психику в обычной общеобразовательной школе.
Юлия Репринцева
Фото автора
И смотрите фоторепортажи: «В Воронеже состоялась педагогическая конференция» и «Воронежская вальдорфская школа отпраздновала 21-летие»