Вероятно, сегодня вам предстоит некое соперничество. В целом, день неплох, хоть и будет наполнен определенными переживаниями

Суд в Кемеровской области поместил под стражу обвиняемых в убийстве лискинцев

Из-за ОРВИ закрыли на карантин классы в двух школах Воронежа

Девять человек погибли на железных дорогах Воронежской области
 

На Вогрэсовском мосту в Воронеже увеличат количество полос для борьбы с пробками

Воронежская прокуратура проверит «креативные» предложения по борьбе с бездорожьем от главы села

Лесотехнический университет загорелся в Воронеже

Подрядчиков на два городских маршрута ищут в Воронеже

17 снарядов взорвали в Воронежской области 

Воронежцев предупредили о новой схеме мошенников с доставкой цветов и подарков

В Воронеже на проспекте Патриотов и Кольцовской сегодня отключат светофоры

День будет интересным. Во-первых, в отличии от предшествующих двух суток, наконец, обойдется без провокационных ситуаций, а во-вторых, сегодня ваша жизнь непременно изменится в каком-либо аспекте
 

Численность госслужащих сократят в Воронежской области на 10%

Мэр рассказал о сроках запуска в Воронеже электробусов и новых троллейбусов

Воронежцу попалась монета с «Ежиком в тумане»

Труп 70-летнего мужчины нашли в сгоревшем в воронежском селе доме

Сегодня определенно стоит следовать этому совету из детской книги, ведь провокаторы будут подстерегать на каждом шагу
 

Фейковые листовки с информацией о ядерных ударах распространяют в Воронеже

Перебои с телевещанием ожидаются на юге Воронежской области

В Воронеже приступили к подготовительным работам перед реконструкцией Центрального стадиона профсоюзов

Воронежский проект «Бетонные сады» получил архитектурный «Оскар»

Мэр рассказал о сроках запуска в Воронеже электробусов и новых троллейбусов

Специалисты устранили утечку на Московском проспекте в Воронеже

На атомной станции в Нововоронеже включат сирены 21 ноября

Николай Саврун может покинуть пост главного прокурора Воронежской области

Неизвестные напали с ножом на экс-тренера воронежского «Факела» Вадима Евсеева

Температурные качели ждут воронежцев на рабочей неделе

Сегодня звезды дадут шанс пересмотреть некоторые сферы своей жизни. Только вот прозрение наступит после не самых приятных событий

День перед Полнолунием будет полон неожиданностей и нестабильности. Но вот бытовые вопросы сегодня будут решаться как по щелчку
 

В Воронеже власти отказались от новогодних салютов

Губерния

В Воронеже появится школа со своей кузницей, мастерскими, двумя теннисными кортами и даже собакой

Возможно, не всем так не повезло со школами (я училась в трёх), как мне, поэтому я заранее прошу прощения за свой восторг. Оказывается, в Воронеже есть школа-мечта. Вы когда-нибудь видели, чтобы все вместе — учителя, родители, ученики — закладывали символический камень в основании нового здания и желали школе процветания? А слышали, чтобы у школы была своя гончарная мастерская, кузница, птичник? Или же, чтобы на общем собрании решали, где и какую взять общую на всю школу собаку? Ремесленный городок  ещё предстоит воплотить в жизнь, но я более чем уверена, что всё получится, ведь такого отношения к образованию и таких взаимоотношений внутри школы я ещё не встречала.
 
Речь идёт о единственной в Воронеже вальдорфской школе. Вальдорфская педагогика пришла к нам из Европы, первая школа была открыта в Германии. Педагогика основывается на антропософских представлениях, или «науке о духе». Это методы саморазвития и духовного познания с помощью мышления. Антропософия — путь познания, стремящийся привести духовное в человеке к духовному во Вселенной.
 
В вальдорфской школе иной, чем в обычной школе, подход к обучению. Кроме традиционных уроков, здесь используют такой способ работы как «эпохальное преподавание». Это означает, что предметы изучают «эпохами» — погружение в одну или несколько тем одного предмета, скажем, математики. Эпохальный урок длится полтора часа и всегда проходит «на свежую голову» первым уроком. Продолжается «эпоха» 3-4 недели. Ей на смену приходит следующая. С преподаванием подобным методом, он ещё называется «метод глубокого погружения», знакомы и учителя традиционных школ, но по каким-то причинам он почти не используется в традиционном образовании.
 
Сегодня в мире существует 1025 вальдорфских школ. В Воронеже такая школа одна — «Радуга». Два десятилетия назад педагог воронежского лицея №3 (ныне это МОК №2) , почётный учитель России Наталья Елисеева заинтересовалась вальдорфской системой. При поддержке директора она создала экспериментальную школу при лицее.
 
Наталия Князева, классный учитель в 7 классе, преподаёт астрономию и математику:
 
— Назвать нашу школу «Радуга» классической вальдорфской нельзя. Скорее, мы идём по этому пути. У нас нет некоторых предметов, которые обязательны в вальдорфской школе. Например, в Европе известен такой предмет как эвритмия — движение под музыку. Он является очень важным, он помогает гармонизовать тело человека. Не так у нас поставлено, как в европейских школах, дело с ремесленничеством. В европейской вальдорфской школе детям преподают растениеводство, огородничество, у них во дворах школ даже ульи стоят. Мы надеемся, что подобное появится и у нас. Сейчас рано об этом говорить. По сравнению с почти столетней историей вальдорфского образования в мире, мы только «встаем на ноги», опираясь на  принципы вальдорфа. Я имею в виду методику: «эпохальные» уроки, «классные учителя», само построение урока, когда дети открывают что-то новое для себя сами. Всё это мы максимально стараемся перенести. Нам предстоит ещё много работать, чтобы стать классической вальдорфской школой.
 
Мнение выпускницы, учившейся как в обычной, так и в вальдорфской школе, Альбины Выхристенко:
 
— Когда я училась в восьмом классе, наша школа в первый раз переехала в другое место — в Тенистый. Тогда там ничего не было, и меня испугало, что я буду ездить в какой-то лес. Я перевелась в общеобразовательную школу. У меня был шок. Здесь не было уюта, к которому я привыкла. Здесь было совсем другое отношение: «Учитесь — учитесь. Не учитесь — ну и ладно». В вальдорфской школе такого нет. Здесь со школьниками занимаются. К каждому ученику стараются найти свой подход. Всё нацелено не на то, чтобы заставить что-то учить, а чтобы школьник хотел учиться. Конечно, мне хотелось вернуться в вальдорфскую. Но я решила всё-таки остаться в обычной.
 
За время своего существования школа сменила несколько мест обитания. Она «жила» в микрорайоне Тенистый, сейчас снимает помещение на базе школы №92 в Шилово. Накануне своего совершеннолетия, 21-ого дня рождения (с точки зрения вальдорфской педагогики, именно в этом возрасте наступает совершеннолетие), у школы появилась надежда обзавестись собственным «домом»: зданием для школы и детского сада, а также гектаром земли для ремесленного городка.
 
Накануне дня рождения, учителя и родители школы провели педагогическую конференцию с круглыми столами и мастер-классами, на которую пригласили воронежских педагогов и родителей.
 
По этому случаю в Воронеж приехал директор и создатель вальдорфской школы в Германии Петер Лампазиак и немецкая художница, педагог с 20-летним стажем  Ангелика Кольбе. Они уже много лет дружат с воронежской «Радугой», приезжают к нам, чтобы передать свой педагогический опыт, а также провести долгожданные семинары по лепке и живописи. Несколько раз ездили вместе с учениками в Дивногорье и на Хопёр.
 
 
 
На конференции гости из Германии провели два мастер-класса и круглых стола. Так, Лампазиак учил танцевать и работать с глиной. Это ещё одно отличие вальдорфской школы от обычной: здесь много внимания уделяется работе с натуральными материалами. Детей учат не только рисовать, но и вязать, лепить из глины, мастерить.
 
 
 
На конференции был организован стенд с детскими поделками. Я с удивлением рассматривала  тетрадки по географии, математике, физике. которые дети сделали сами. Среди них — проектные тетради выпускников на тему моды и национальности хлеба, рокмузыки и мультфильмов, создания настоящей работающей мельницы (в миниатюре) и изобретения духов, съемки собственного фильма и конструирования станка в реально действующем цехе…  Они совсем не похожи на те, что были в школах, где училась я. Нас  заставляли переписывать текст из учебника «не выходя за поля». А здесь же — какие-то вклеенные картинки, вырезанные, должно быть, из журналов, фотографии. Каждый альбом  — маленькое произведение искусства ручной работы, где каждый разворот и страница свёрстаны, выражаясь современным веб-языком, в едином неповторимом стиле.
 
 
 
 
Среди прочего на столе лежал распухший от объема фотоальбом. Вот по лесу идут дети с рюкзаками и палатками за плечами. Позже мне рассказали, что дети воронежской школы «Радуга» несколько раз в год ездят в поездки по России. Походы, во время которых ребята проходят практику,  входят в учебную программу. Вот — вы не поверите — дети  готовят блины на масленицу. У вас было что-то подобное в школе?
 
 
 
Свой 21-й день рождения, который  отмечается 26 апреля, «Радуга» отпраздновала на территории будущего собственного дома, как надеются  родители и учителя. Пели песни, сочиненные самими школьниками. Обустраивали будущий «Город-сад» — сажали цветы и деревья. Водили хороводы, пели песни под гитару. Организовали ярмарку hand-made из поделок детей и их родителей. Ели праздничный торт и запускали в небо воздушные шарики… Я училась в трёх разных школах, в том числе в довольно неплохой московской, и я нигде  такого не видела.
 
 
 
 
Больше всего меня поразила символическая закладка основания будущего дома для школы. (Хотя само здание уже построено, на прилегающей территории ещё многое предстоит сделать: построить гончарные мастерские, кузницу, птичник, теплицу, отремонтировать верёвочный городок и др.) Рядом со зданием выкопали яму, куда положили камень. Подходили совсем маленькие карапузы, ученики постарше, выпускники, учителя, родители. Все стукали маленьким молоточком по камню и желали: «Хочу, чтобы наша школа процветала», «Хочу, чтобы мои праправнуки учились в этой школе». И даже когда символическая церемония закончилась, и уже звали на хоровод, желающие пожелать что-то хорошее своей школе продолжали подходить к камню. Я фотографировала, слушала пожеланию, и вспоминала, как я сама, будучи школьницей, мечтала взорвать к рыжей бабушке школу и закопать живьём учителей.
 
 
 
 
Если всё сложится удачно, то своё собственное здание у школы «Радуга» появится в селе Бабяково, это недалеко от Воронежа, около семи километров в сторону Новой Усмани. Район называется «Зазеркалье». Когда-то планировалось, что это будет фешенебельный микрорайон с таунхаусами. Успели построить сами таунхаусы и спортивный комплекс. Но, судя по всему, воронежцы неохотно покупали дорогие дома, и теперь владельцы решили продать здание спорткомплекса школе, которая так долго искала себе помещение.
 
 
 
 
Новое здание ещё не принадлежит школе. Приобретать будут на собранные с пожертвований деньги, но основную часть планируют взять в рассрочку в Сбербанке РФ. Школа делает все возможное и невозможное, чтобы обеспечить детей долгожданным жильем: все устали от «съемных квартир». Погашать долг собираются из заработанных денег. На территории будущей школы есть два теннисных корта, которые планируют сдавать в аренду. Также в планах  организовать платные образовательные услуги (кружки, семинары, спортивные и туристические секции) для детей местных жителей. И — проводить платные семинары, собственные и приглашенных сторонних компаний. Администрация «Радуги» надеется, что с появлением школы в микрорайоне, он станет более привлекательным для воронежцев. Ведь здесь будет уже целая инфраструктура: кроме самой школы в одном из таунхаусов разместится детский сад, существующий при школе.
 
Светлана Куцевалова, директор школы «Радуга:
 
— Вместе со школой нам достанется гектар земли и два теннисных корта. На земле мы планируем построить целый ремесленный комплекс: кузницу, гончарную мастерскую, теплицу. Хотим посадить сад, чтобы дети занимались растениеводством. У нас даже будет свой птичник: мы хотим завести для детей фазанов.
 
Когда появилась надежда на своё помещение, мы собрались вместе с детьми и нарисовали нашу будущую школу. Очень многие дети спрашивали: «А будет у нас там своя собака?». И мы им пообещали. Я спрашивала у ребят: «Вот будут каникулы, кто будет кормить собаку?». Они, оказалось, уже всё продумали. И даже договорились с какой-то живущей в Бабяково девочкой, что она будет кормить собаку на летних каникулах. А если вдруг не сможет — то собаку заберёт к себе кто-то из детей. Всё-всё продумали. Рядом со школой нашлась даже конура — не знаю откуда.
 
Обустраиваться на новом месте, строить всё то, что задумали, будут общими усилиями учителей, родителей и детей. Делать всё сообща — в традиции вальдорфской школы. Сейчас в школе учится 75 человек. Среди них есть несколько детей известных воронежских бизнесменов, например, из семьи Губаревых (компания «Робин Сдобин») и Малышевых (промышленная группа «СоДЕЙСТВИЕ»). Каждый помогает школе, чем может. Предприниматель Малышев, например, помог школе с автобусом, на котором воронежских детей, словно они вовсе не воронежские, а какие-нибудь американские, привозят и отвозят из школы. Этот же автобус будет возить детей и в Бабяково.
 
 
Максимум, который в будущем сможет принять новая школа — это 300 человек. Больше расти ни учителя, ни сами родители не хотят. Ведь камерную атмосферу и индивидуальный подход довольно тяжело перенести на большой формат. Лучше всего иметь школу на небольшое количество учеников и потом открывать при ней филиалы, считает директор.
 
 
 
За годы существования «Радуга» выпустила из своих стен около 300 учеников, большинство из них продолжили обучение в ВГУ и других вузах города. Единственный «минус», который я обнаружила — обучение в школе платное. Ежемесячно каждая семья платит шесть тысяч рублей за одного ребёнка и три тысячи за второго. Не каждая воронежская семья может себе такое позволить. Однако, и это сугубо моё личное мнение, лучше найти эти деньги и обеспечить хорошее образование, чем травмировать детскую психику в обычной общеобразовательной школе.
 
Юлия Репринцева
Фото автора