Из Воронежа запустят прямые автобусы в Мелитополь, Бердянск и Мариуполь

Рассмотрение вопроса о комплексном развитии «квартала мойщиков» воронежский суд отложил

Более 18 тысяч медиков получили специальную доплату в Воронежской области

Две победы на своем льду одержал фарм-клуб воронежского «Бурана»

К шестидневной рабочей неделе попросили приготовиться воронежцев

Воронежский «Факел» на домашней арене разгромил «Ротор» со счетом 4:0

История с упавшим в колодец под Воронежем мальчиком дошла до главы СК Бастрыкина

Сегодняшний день будет полон энтузиазма и взаимопомощи. Впрочем, увы, не обойдет без эмоциональных качелей от определенных личностей

Воронежцы стали получать сообщения о массовом взломе мессенджера MAX

Воронежский «Факел» установил новый антирекорд по посещаемости домашнего матча

 

В 2026 году могут отремонтировать дорогу с глубокими ямами в селе под Воронежем

Следком прокомментировал атаку БПЛА, в которой пострадала женщина в Воронежской области

Дожди и похолодание пообещали воронежцам синоптики в предпоследнюю неделю октября

Гороскоп на 20 октября: настойчивость принесет результаты

В Воронежской области спустя 8 часов отменили опасность атаки БПЛА: есть разрушения и пострадавшие

«Факел» лишили победного пенальти

С дождей и похолодания начнется новая рабочая неделя в Воронежской области

Четыре вуза из Черноземья упали в российском рейтинге «Три миссии университета»

Воронежцы отдохнут 118 дней в 2026 году

Тело 45-летнего мужчины нашли на месте пожара в Таловой Воронежской области

122,5 млн потратят на демонтаж стадиона профсоюзов в центре Воронежа

Фура насмерть сбила 33-летнюю женщину в Воронеже

5 дронов ВСУ сбили над Воронежем в ночь на 19 октября

Более 6 млн по зарплате задолжал сотрудникам руководитель воронежского предприятия

В Воронеже уличные камеры наблюдения начнут распознавать лица

В Воронежской области зафиксирован очередной рост цен на автомобильное топливо

Досрочно прекратила депутатские полномочия Владимира Нетесова Воронежская облдума

Сегодня многие почувствуют себя чрезмерно ранимыми. Увы, но конфликтов избежать будет трудно

Большинство воронежцев высказались за сокращение муниципального маршрута до «Нефтебазы»

Четыре дрона атаковали Воронежскую область: без света остались несколько сел

Авторы

У воронежцев накопилось слишком много претензий к школе

25 апреля в Воронеже состоялась педагогическая конференция, организованная вальдорфской общеобразовательной школой «Радуга» в честь своего 21-летия. Принять участие в конференции пришли не только воронежские выпускники, их родители и преподаватели других воронежских школ, но также гости из Германии. Это учитель, директор и создатель вальдорфской школы в Германии (город Ганновер), скульптор и художник Петер Лампазиак и немецкая художница, педагог с 20-летним стажем Ангелика Кольбе. Корреспондент портала 36on.ru побывал на некоторых мероприятиях конференции. О том, что он там увидел, читайте в репортаже с места события.
 
На круглом столе по теме «Чему учит, какие задачи ставит перед собой современная школа?» учитель из «Радуги» Ольга Богданова просит разделиться на группы тех, кто учился в обычной школе, и тех, кто закончил вальдорфскую. Мы должны на белом ватмане написать «плюсы» и «минусы»: чему хорошему и чему плохому научила школа,  чему хорошему и чему плохому не научила.
 
 
Вначале я довольно отстранённо слежу за дискуссией, но буквально через две-три минуты включаюсь. Судя по тому, как участники один за другим вступают в дискуссию, не одна я так реагирую:  
 
— Я, например, из-за одной учительницы русский перестала учить, — вспоминает одна из женщин. — А из-за другой, наоборот, стала учить английский.
 
 
Первое, что пишет «наша» группа (выпускники обычных школ): школа научила нас писать и читать. А ещё — обманывать, не доверять взрослым, «стадным» инстинктам, «выгодной» дружбе, убила интерес к предметам…
 
— Запишете «стрессоустойчивость» в плюсы, — просит одна девушка.
— А мне кажется, наоборот, это минус, — говорит другая. — В школе тебя всё время прессуют: «Ты это не умеешь, то не умеешь». Тот, кто прошёл через этот прессинг, потом ходит к психологу.
— Нас в школе не научили ценить здоровье, не научили личной гигиене.
— Не рассказали «Кто я?».
— Не научили выстаивать отношения в семье, ставить цели.
— Да! Да! Школа не учит выстраивать отношения с другими людьми с точки зрения психологии.
— Меня школа не научила уверенности.
— А меня школа научила, что авторитет одного можно признавать, а другого — нет.
— Не научила бережному отношению к материальным ценностям.
— Не научила принимать людей с особенностями.
— Не научила открыто выступать.
— Школа научила шаблонно мыслить.
— Не было творчества, спорта, походов и поездок.
— Полезным знаниям для жизни не научила.
 
 
 
 
Всё хорошее вспомнили (школа научила веселиться, дружить, находить выход из трудной ситуации, дисциплине, завести связи  и даже разбирать автомат на время) и тут же записали. А вот каждый пункт из списка «минус» обсуждают, переформулируют и уточняют. Каждый вспоминает свой опыт.
 
Здесь я позволю себе некоторое отступление. Я неспроста внимательно следила за обсуждением. Оказалось, что все те претензии, что есть у меня к школе, разделяет ещё огромное количество людей. Мне-то всегда казалось, что лично мне просто не повезло со школами. Я получила уникальный в этом смысле опыт. Училась в трёх разных школах: в одной из самых плохих, в одной из самых лучших, и ещё в одной московской. И, по крайней мере, две из них яростно ненавидела.
 
Одна из самых плохих школ, в которых я училась в Воронеже — №93. У нас был класс коррекции, который в какой-то момент решили упразднить, а учеников «поделить» между другими классами. В моём классе оказались ребята, которые пили водку, курили клей, из-за чего они заметно отставали в развитии, а у одного даже были проблемы с речью. Все парты были изрисованы ручками и фломастерами. Нашего классного руководителя часто не было на уроках — он уходил в запой, об этом все знали. Нами никто особо не занимался: нас не водили в театр или кино, мы были предоставлены сами себе. Классе в седьмом одноклассница предложила мне покурить травку. Я отказалась, хватило ума. Я училась на «четыре» и «пять».
 
Когда я впервые оказалась в московской школе, мир буквально рухнул и перевернулся одновременно. Вы когда-нибудь были на Марсе? Вдруг оказалось, что химия это не набор непонятных формул, а это зубная паста и стиральный порошок, которые учительница принесла на урок, чтобы рассказать, чем мы чистим зубы и стираем. Вдруг оказалась, что я никакая не отличница, а «двоечница» — у меня нет знаний! Здесь не ставят «пятерки» за правильно переписанный текст из учебника, здесь ставят хорошие отметки за реальные знания. Меня поверг в шок учитель физкультуры. «Почему, почему?  —  спрашивала я себя потом неделю, — он, а не историк, спросил меня, что я знаю о Воронеже, в котором родилась?». Мне было стыдно — я ничего не знала…
 
А однажды, вы не поверите, нас повезли на психологический тренинг «Я и другой»! Поездка стала целым событием. Ты видишь огромное количество детей со всей Москвы, с которыми хочется знакомиться и общаться. И, главное, с тобой разговаривают какие-то взрослые дяди и тёти, которым ты интересен. И которые хотят помочь — это же видно! — наладить тебе отношения в классе.
 
Моим классным руководитель в московской школе был психолог. Именно она организовала эту поездку, и именно она помогла мне устроиться в школе. Почему я всё же ненавидела эту школу? Здесь были свои недостатки. Учителя в основном, не считая классную, закрывали глаза на отношения учеников между собой. Все помнят фильм «Чучело»? Про меня кино. Только я была не «Чучелом», а «Крысой». Мои тетрадки и учебники разрывали на части и кидали мне в капюшон куртки, на длинные ниже попы волосы приклеивали жвачки, мальчики «провожали» домой, угрожая по дороге настоящим ножом, а однажды прилюдно с меня на перемене девочки стянули юбку. Учителя всё это видели и даже, как мне кажется, поощряли. Потом появилась другая девочка, и титул «Крыса» перешёл к ней. Я выдохнула. Мы дружили.
 
Меньше всего я ненавижу самую последнюю, третью школу — экономический лицей №4. Я даже с теплотой вспоминаю эти годы. Здесь были дополнительные кружки, здесь давали знания, здесь у меня впервые появились друзья, с которыми я общаюсь до сих пор. Пожалуй, я ничего плохого не могу сказать об этой школе. Не хватало свободы, творчества, индивидуального развития, но в целом, было хорошо.
 
Мы закончили писать, Ольга Богданова спрашивает: «А теперь вопрос ко всем — так чему же должна учить школа?».
 
— В идеале школе должна научить жизни.
— А что должна давать школа? — задаёт следующий вопрос Ольга.
— Социализацию. Школа должна учить чувствовать себя нужным человеком в обществе.
— Не бояться своей индивидуальности.
— У школьников должны быть наставники — люди, которые бы их поддерживали в сложных ситуациях.
— Налаживать отношения в семье.
— Не только давать базовые знания, но и показать многогранность жизни.
 
 
 
 
Из всех предложений Ольга просит выбрать три главные задачи школы и расставить их в порядке важности. Оказывается, что школа должна, в первую очередь, развивать творческое начало, затем давать базовые знания и после учить общению с другими людьми.
 
Как много хорошего хотели бы бывшие школьники, а ныне сами родители, получить от школы, а как много плохого она даёт…
 
Интересны ответы выпускников вальдорфской школы. Они в корне отличаются от остальных. Этих ребят школа научила творчески мыслить, работать руками, музыке, уверенности в себе, знать, что есть альтернатива, ощущать себя по-настоящему свободным, научила жить. Чему научила плохому? Столбик пуст. Чему не научила? Подсиживать других, лидерству, конкуренции.
 
 
 
 
Чем отличается вальдорфская школа от остальных, дети каких известных воронежских бизнесменов учатся в «Радуге», почему школьники при переходе в обычную школу испытывают стресс, читайте в нашем материале «В Воронеже появится школа со своей кузницей, мастерскими, двумя теннисными кортами и даже собакой». И смотрите фоторепортажи: «В Воронеже состоялась педагогическая конференция» и «Воронежская вальдорфская школа отпраздновала 21-летие». 
 
Юлия Репринцева
Фото автора