В поселке Лепехинка Новохоперского района 22-летний старший брат взял под опеку пятерых детей -- своих братишек и сестренку, оставшихся после смерти родителей сиротами. Василий Литвинов, как показалось, -- простой парень, не избалованный судьбой, но не испугавшийся. Чтобы оформить документы, у него ушел год.
Когда тяжело заболел отец, Василию Литвинову исполнилось 16 лет. Как старший сын в большой многодетной семье, он был вынужден отправиться на заработки в Москву. В армию его призвали, когда отец уже умер. Вася мечтал о службе с мальчишеских лет. Представлял, как наденет военную форму, как после армии уедет из Лепехинки учиться и работать в большой город.
Служил Василий в Новгороде. Его маме дважды отправляли из части благодарности. Первую она получила, вторую -- не успела. Старшему сыну оставалось дослужить совсем немного, когда из дома ему позвонила мама: «Вася, я заболела. Не бросай малых...». Перед смертью она просила соседей: «Помогайте Васе, сделайте все, чтобы дети не попали в детдом».
Мама умерла за полтора месяца до окончания Васиной службы. На похороны он опоздал. Домой приехал ночью. Дети спали. Первой его увидела сестренка.
-- Вася! А ты больше не уедешь?
-- Мне еще нужно немного дослужить.
-- А мы как же?
-- Поживете пока в интернате.
-- А ты нас заберешь?!
Самое трудное было -- дослужить 40 дней. И потом -- вернуться в гнетущую тишину дома, в котором совсем недавно жила их шумная семья. Почти год Василий оформлял необходимые для опеки над детьми документы. Братишки и сестренка тем временем находились в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних в селе Красном. С минувшей весны они снова вместе -- 16 летний Алеша, 15-летний Денис, десятилетняя Даша, девятилетний Витя, восьмилетний Кирилл и их старший брат Василий, которому на момент оформления опеки было чуть больше 20 лет.
Говорит он по-мужски скупо. На многие вопросы отвечает шутками, а затем тянется за сигаретой. Мы рассматриваем семейный альбом. На фотографиях -- счастливые моменты: отец с мамой на лавочке после работы, улыбающаяся мама с блестящим самоваром и младшие дети сидят в корыте, как в лодке. «Жили мы дружно, -- вспоминает парень. -- Что бы мама ни делала, мы всегда были рядом. Конечно, скучаем по ней. Особенно грустит Даша. Она ведь девочка, мамина любимица».
Недавно Даша пришла из школы совсем расстроенная: «Всем девчонкам в нашем классе мамы уже подарили золотые сережки, -- поделилась она с братом. -- Вася, а мне когда-нибудь тоже купим, да?». На другой день он привез ей сережки.
Старший брат старается, чтобы младшие не чувствовали себя обделенными. Справил одним велосипеды, другим -- сотовые. «Одних мячей за лето пять штук разбомбили. Любят в футбол гонять!» -- радуется он. Недалеко от дома Василий и его старшие помощники установили футбольные ворота, прикрепили баскетбольное кольцо.
Выбраться из Лепехинки не так-то просто. Поэтому в магазин в Бутурлиновку (сюда ближе) Василий ездит один. Дома снимает с детей мерки, покупает им одежду. Там же запасается продуктами. Кулинарить Василию приходится много. Он не признает никаких супов и каш быстрого приготовления. Варит борщи, супы, плов, делает окрошку, лепит вареники с картошкой. Освоил даже парикмахерское дело.
Жизнь в Лепехинке, где осталось чуть больше 50 человек, -- не сахар. Школу закрыли года два назад, и детей возят в Терновку. Кроме единственного магазинчика, пойти некуда. Ни клуба, ни медпункта. В поселке нет даже кладбища. Усопших хоронят в соседней Печоровке, относящейся к Таловскому району.
Глава Терновского поселения Надежда Писеукова предлагала Василию перебраться с детьми на центральную усадьбу. Но он отказался. Говорит, в Лепехинке люди такие, что никому не дадут пропасть. Здесь не принято обсуждать и переживать на словах, здесь предпочитают помогать. Соседки, мамины подруги, регулярно приходят постирать и убраться. Все-таки пятеро детей и такой молодой опекун.
«Дети неизбалованные, хорошие. Столько пережили… Ведь и мать, и отец на их глазах угасали, -- говорит соседка Ольга Пиркина. -- А Вася с ними, как наседка. Он себе ничего лишнего не купит, все -- им. Сам старается и ребят к труду приучает. Все у них распределено -- кто картошку чистит, кто подметает, кто за водой идет. Дрова заготавливают, картошку выращивают. Тяжело им, зато вместе».
День большой семьи обычно проходит так. Утром Василий поднимает всех в школу. В большом ведерном казане варит обед. (Хватает его обычно на день. В их доме не только своих детей много, но и гостям рады.) После школы все делают уроки. Старшие ребята проверяют у младших, Вася -- у старших. А потом уже -- кто куда. В девять для младших отбой. «Детям высыпаться нужно», -- объясняет Василий.
О своем будущем он пока не думает. Главное -- поднять малых на ноги. Алексей и Денис после девяти классов поедут учиться в железнодорожный техникум в Лиски. «Пока деньги платят, нужно успеть их выучить», -- говорит старший брат.
Нужен им, конечно, и дом побольше, и условия полегче. Пока живут они в тесноте, но не в обиде. Как в каждой семье, бывает всякое. И поругаются, и в углу постоят. Василий признается, что иногда ему хочется тишины. Но часа на два -- не больше. «Пока они в школе, я с ума от тоски схожу», -- улыбается Василий.
Печатную версию материала читайте в газете "Воронежский Курьер"