Ударился головой об асфальт: поездка в автобусе закончилась для воронежца больницей

В воронежском СНТ начали устранять последствия подрыва боевых блоков ракет ATACMS

Готовьтесь к взаимным подколам и уколам. Конфликты будет несерьезные, однако мобилизовать силы для ответа все-таки придется

Строительство воронежского Дома анимации подорожало до 685 млн рублей

В 2026 году подорожают путёвки в детские лагеря Воронежской области

Главный воронежский полицейский Михаил Бородин покинет пост в 2026 году

Новый автобус запустили из Воронежа в Запорожье

В октябре банки выдали воронежцам автокредитов на 3,47 млрд рублей

Цены на конфеты потрясли воронежцев
 

Четыре дома и автомобиль были повреждены при атаке БПЛА в Воронежской области

В Воронежской области директор сетевого супермаркета украла из сейфа 200 тысяч рублей

Сегодня, несмотря на всю серьезность понедельника, вас так и будет тянуть в сторону романтических приключений. Однако есть опасность упустить другие важные моменты

Об изменении НДС с 2026 года рассказали воронежцам

Воронежский «Буран» победил «Кристалл» из Саратова в буллитной серии

Два беспилотника сбили ночью в воронежском регионе

Воронежскому осуждённому присвоили статус ветерана боевых действий
 

Сегодня итоги переговоров и любых дискуссий закончатся, увы, неудачно. Каждый будет стоять исключительно на своей точке зрения

Легкий день, когда голова сможет отдохнуть от всякого рода деловых забор. Сегодня стоит отдаться на волю сердца

Губернатор назвал возможные сроки открытия воронежского аэропорта

Запрет на посещение туалетов воронежскими школьниками прокомментировали в мэрии

Что больше всего подорожало за месяц, рассказали воронежцам

Воронежцам рассказали, как защищены от атак ВСУ предприятия и стратегические объекты

Ракетную опасность объявляли ночью 19 ноября в Воронежской области

ВСУ ударили по Воронежу ракетами ATACMS: повреждены крыши геронтологического центра и детдома

День во многом противоречивый. Если утром верх берет рациональное начало, то уже после обеда довлеть будут исключительно эмоции.

Четырнадцать сбитых дронов и ракетная опасность: ночью в Воронеже звучали сирены

Рассылку постановлений о проверках ФСБ назвали фейком в Воронеже
 

В Воронежской области взлетела заболеваемость COVID-19

Воронежские власти опровергли информацию о подростке, отрезавшем себе половой орган

Дополнительные поезда пустят в новогодние праздники между Воронежем и Москвой

Губерния

Молодой парень стал опекуном пятерых детей

В поселке Лепехинка Новохоперского района 22-летний старший брат взял под опеку пятерых детей -- своих братишек и сестренку, оставшихся после смерти родителей сиротами. Василий Литвинов, как показалось, -- простой парень, не избалованный судьбой, но не испугавшийся. Чтобы оформить документы, у него ушел год.

Когда тяжело заболел отец, Василию Литвинову исполнилось 16 лет. Как старший сын в большой многодетной семье, он был вынужден отправиться на заработки в Москву. В армию его призвали, когда отец уже умер. Вася мечтал о службе с мальчишеских лет. Представлял, как наденет военную форму, как после армии уедет из Лепехинки учиться и работать в большой город.

Служил Василий в Новгороде. Его маме дважды отправляли из части благодарности. Первую она получила, вторую -- не успела. Старшему сыну оставалось дослужить совсем немного, когда из дома ему позвонила мама: «Вася, я заболела. Не бросай малых...». Перед смертью она просила соседей: «Помогайте Васе, сделайте все, чтобы дети не попали в детдом».


Мама умерла за полтора месяца до окончания Васиной службы. На похороны он опоздал. Домой приехал ночью. Дети спали. Первой его увидела сестренка.

-- Вася! А ты больше не уедешь?

-- Мне еще нужно немного дослужить.

-- А мы как же?

-- Поживете пока в интернате.

-- А ты нас заберешь?!


Самое трудное было -- дослужить 40 дней. И потом -- вернуться в гнетущую тишину дома, в котором совсем недавно жила их шумная семья. Почти год Василий оформлял необходимые для опеки над детьми документы. Братишки и сестренка тем временем находились в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних в селе Красном. С минувшей весны они снова вместе -- 16 летний Алеша, 15-летний Денис, десятилетняя Даша, девятилетний Витя, восьмилетний Кирилл и их старший брат Василий, которому на момент оформления опеки было чуть больше 20 лет.

Говорит он по-мужски скупо. На многие вопросы отвечает шутками, а затем тянется за сигаретой. Мы рассматриваем семейный альбом. На фотографиях -- счастливые моменты: отец с мамой на лавочке после работы, улыбающаяся мама с блестящим самоваром и младшие дети сидят в корыте, как в лодке. «Жили мы дружно, -- вспоминает парень. -- Что бы мама ни делала, мы всегда были рядом. Конечно, скучаем по ней. Особенно грустит Даша. Она ведь девочка, мамина любимица».

Недавно Даша пришла из школы совсем расстроенная: «Всем девчонкам в нашем классе мамы уже подарили золотые сережки, -- поделилась она с братом. -- Вася, а мне когда-нибудь тоже купим, да?». На другой день он привез ей сережки.

Старший брат старается, чтобы младшие не чувствовали себя обделенными. Справил одним велосипеды, другим -- сотовые. «Одних мячей за лето пять штук разбомбили. Любят в футбол гонять!» -- радуется он. Недалеко от дома Василий и его старшие помощники установили футбольные ворота, прикрепили баскетбольное кольцо.

Выбраться из Лепехинки не так-то просто. Поэтому в магазин в Бутурлиновку (сюда ближе) Василий ездит один. Дома снимает с детей мерки, покупает им одежду. Там же запасается продуктами. Кулинарить Василию приходится много. Он не признает никаких супов и каш быстрого приготовления. Варит борщи, супы, плов, делает окрошку, лепит вареники с картошкой. Освоил даже парикмахерское дело.

Жизнь в Лепехинке, где осталось чуть больше 50 человек, -- не сахар. Школу закрыли года два назад, и детей возят в Терновку. Кроме единственного магазинчика, пойти некуда. Ни клуба, ни медпункта. В поселке нет даже кладбища. Усопших хоронят в соседней Печоровке, относящейся к Таловскому району.

Глава Терновского поселения Надежда Писеукова предлагала Василию перебраться с детьми на центральную усадьбу. Но он отказался. Говорит, в Лепехинке люди такие, что никому не дадут пропасть. Здесь не принято обсуждать и переживать на словах, здесь предпочитают помогать. Соседки, мамины подруги, регулярно приходят постирать и убраться. Все-таки пятеро детей и такой молодой опекун.

«Дети неизбалованные, хорошие. Столько пережили… Ведь и мать, и отец на их глазах угасали, -- говорит соседка Ольга Пиркина. -- А Вася с ними, как наседка. Он себе ничего лишнего не купит, все -- им. Сам старается и ребят к труду приучает. Все у них распределено -- кто картошку чистит, кто подметает, кто за водой идет. Дрова заготавливают, картошку выращивают. Тяжело им, зато вместе».

День большой семьи обычно проходит так. Утром Василий поднимает всех в школу. В большом ведерном казане варит обед. (Хватает его обычно на день. В их доме не только своих детей много, но и гостям рады.) После школы все делают уроки. Старшие ребята проверяют у младших, Вася -- у старших. А потом уже -- кто куда. В девять для младших отбой. «Детям высыпаться нужно», -- объясняет Василий.

О своем будущем он пока не думает. Главное -- поднять малых на ноги. Алексей и Денис после девяти классов поедут учиться в железнодорожный техникум в Лиски. «Пока деньги платят, нужно успеть их выучить», -- говорит старший брат.

Нужен им, конечно, и дом побольше, и условия полегче. Пока живут они в тесноте, но не в обиде. Как в каждой семье, бывает всякое. И поругаются, и в углу постоят. Василий признается, что иногда ему хочется тишины. Но часа на два -- не больше. «Пока они в школе, я с ума от тоски схожу», -- улыбается Василий.


Печатную версию материала читайте в газете "Воронежский Курьер"