Каждый год в пасхальную ночь мы слышим огласительное слово на Пасху святителя Иоанна Златоуста, одного из трех "вселенских учителей" Восточной церкви. Он призывает всех и каждого "войти в радость Господа своего". "И первые, и последние, примите награду, богатые и бедные, друг с другом ликуйте; воздержные и беспечные... постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь ныне! Трапеза обильна, насладитесь все!.. Никто не рыдай о своем убожестве, ибо для всех настало Царство! Никто не плачь о своих грехах, потому что из гроба воссияло прощение!.. Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?! Воскрес Христос, и ты низвержен!.. Воскрес Христос, и торжествует жизнь!" При чтении знакомых, ожидаемых слов чувствуешь радость, которой, по-детски ликуя, хочется поделиться со всем миром.
Иоанн Златоуст родился около 344 года в Антиохии. Более 1650 лет назад умолк его неповторимый голос, но наблюдается удивительный феномен: его проповеди потрясают и жгут сердца современных людей так же, как и сердца его непосредственных слушателей. Иоанн Златоуст ни во что не ставил человеческую премудрость ("внешнюю", как он выражался) в сравнении с мудростью Божией. Все, чем живет мир: богатство, почести, развлечения, - не имело для него цены. И люди, слыша его речи, задумывались: Кто же Тот, о котором Златоуст говорит. Под влиянием его проповедей люди в великом множестве принимали Святое Крещение и становились убежденными христианами. Иоанн Златоуст спешил: в течение 12 лет проповедовал так много и часто, что все его слова записывались скорописцами. Такое впечатление, что он весь обратился в голос, непрестанно говорящий о Боге. Поэтому дошедшие до нас слова - не сочинения, которые создает писатель в безмолвном уединении, а живые, властные речи, обращенные к конкретным людям, исходящие от горящего сердца к сердцам сонным, дряблым и вялым - во имя Истины.
Удивительно, что речи, произнесенные без подготовки, являются шедеврами и с религиозной, и с филологической точки зрения - какова же была степень образованности создавшего их? Златоустом нарекла святителя паства, по преданию, на проповеди одна женщина выкрикнула: "Учитель духовный, или, лучше сказать, Иоанн златоустый, ты углубил колодезь своего Святого учения настолько, что наши короткие умы не могут постигать его". Слово "Златоуст" так и осталось в веках.
Житие святителя Иоанна - колоссальный источник укрепления христиан, которые, как известно, воины Христовы и должны постоянно бороться со злом в себе и в мире. Вас несправедливо обидели, вы претерпеваете незаслуженные гонения? Прочтите житие Златоуста, и вы поймете, что если гнали человека такой безупречной жизни, то уж нам-то прямо-таки положено пострадать, ибо мы далеко не праведники. Вам хочется только роскоши, хлеба и зрелищ, а молиться - нет, у вас проблемы с детьми или умерли близкие? Обратитесь к сочинениям Иоанна Златоуста - нет, кажется, такой проблемы, о которой он не говорил бы в проповедях.
Будущий святитель происходил из знатной и богатой семьи. Его родители оба были христианами. Отец - Секунд - был воеводой при императорском войске и вскоре после рождения сына умер. Мать - Анфуса - женщина образованная, примерная мать и супруга, овдовела в 20 лет, имея на руках двоих детей (старшая сестра Златоуста умерла ребенком), но не пожелала больше выйти замуж, "чтобы не дать сыну отчима". Для того, чтобы дать Иоанну лучшее образование, она не жалела ничего: он занимался у лучших учителей красноречия и был любимым учеником знаменитого Ливания. Богословие он изучал у Диодора, впоследствии епископа тарсийского Мелетия. Выучился читать Златоуст по Священному Писанию, которое впоследствии знал досконально. По окончании учебы мог бы поступить на госслужбу и сделать блестящую карьеру. Как многие в ту эпоху (например, другой "вселенский учитель" Василий Великий), он выбрал адвокатуру. Именно на юридическом поприще Иоанн столкнулся с миром вражды, злорадства, лжи, козней, обид и унижений, которого не знал в доме матери, - и навсегда, от всего горячего сердца, возненавидел всякую неправду. Впоследствии судейская деятельность дала ему возможность обличать пороки с беспощадностью, вызывая к ним отвращение.
Привыкший к комфорту, любящий изящные искусства и зрелища, Иоанн разительно изменился. В 369 году он крестился у своего учителя Мелетия и решил принять иночество. Против восстала мать, умоляя не повергать ее во второе вдовство и сиротство. Послушный сын стал иноком после ее смерти. Он постоянно предавался аскетическим подвигам сначала дома, а после ухода матери - в пустыне, где провел шесть лет, причем два года в безмолвии. Его страстный темперамент не давал ему ничего делать вполовину - будущий святитель навсегда подорвал здоровье, и тяжелая болезнь заставила его прекратить столь строгое физическое "любомудрие". Он вернулся в мир, в 381 году получил сан диакона, в 396 - сан пресвитера, в 397 - столичную кафедру. Биографы отмечают, что, имея глубочайший опыт самоусовершенствования, он был не способен ни на какие компромиссы и сделки с совестью. Он всем объявил войну: язычеству, придворным, еретикам, императрице, доставалось от него богатым. Он распродал все родительское имущество и раздал деньги бедным, так же поступил и по приезде в столицу: первым делом распрощался с богатой обстановкой, заведенной его предшественником, а вырученные деньги употребил на приюты и госпитали. Златоуст говорил: "Сначала Бог не сделал одного богатым, а другого бедным и, приведши людей, не показал одному много сокровищ, а другого лишил приобретения, но всем предоставил для возделывания одну и ту же землю. Каким же образом, когда она составляет всеобщее достояние, ты владеешь столькими-то и столькими участками, а ближний не имеет ни клочка земли?". Святителя любили бедняки, и изначально было понятно, что рано или поздно за свои слова ему придется пострадать от рук власть имущих. Однако сначала он стал знаменит своими проповедями, понятными и высокообразованному патрицию, и земледельцу. Он разоблачал пороки города: помимо алчности и немилосердности богачей, клеймил низость и мятежность бедных, тщеславие и хищничество чиновников, пустоту и развращенность женщин. Как ни странно, очень доставалось от него монахам. Он считал, что не время быть отшельниками, нужно стать монахами в миру - иначе кто же пойдет нести слово Божие язычникам и горе-христианам.
В 397 году, когда освободилась после смерти святителя Нектария Константинопольская кафедра, император Аркадий пожелал, чтобы ее занял Златоуст. Иоанну было чуть более 50 лет, и лучшие свои годы он провел в общении с паствой. Златоуст составил Чин литургии, который Церковь совершает большинство дней в году, необыкновенно красивый и совершенный, ввел антифонное пение на вечерне, написал несколько молитв чина елеосвящения, ввел в употребление крестные ходы.
И какова ж была земная, со стороны власть имущих награда за все его труды? Правильно, гонения и мучения. Распущенность нравов при дворе нашла в лице святителя нелицеприятного обличителя, и гордая императрица Евдоксия, жена императора Аркадия, затаила гнев на архипастыря. С помощью архиепископа Александрийского Феофила, вокруг которого объединились недовольные Златоустом и подкупленные епископы, был инициирован ложный собор "при дубе", осудивший святого Иоанна на казнь, которую Аркадий заменил изгнанием. Той же ночью в Константинополе произошло землетрясение. Испуганная императрица попросила вернуть Иоанна, но вскоре вновь отправила его в ссылку в отдаленную бедную деревню Кукуз в Малой Армении, приказав везти его так, "дабы умер скорее". Больной, изможденный Златоуст ехал на голой спине лошака, животное гнали, делая огромные переходы, остановки специально делали в грязных гостиницах, а иногда и в блудных домах, не позволяли святителю входить в храм, морили голодом. Наверное, самым обидным было то, что гнали свои: один епископ притворным гостеприимством чуть не лишил Ионна Златоуста жизни. Но он только повторял: "Слава Богу за все!" - слова, ставшие короткой благодарственной молитвой для всех христиан, причем далеко не каждому известно, кому они принадлежат.
Впрочем, Кукуз скоро сделался местом паломничества, и враги нашли для Златоуста селение еще дальше - Пифиунт, теперешняя Пицунда, - захолустье, каких поискать. По пути туда, чувствуя полное изнеможение, святитель попросил остановиться близ церкви Cвятого Василиска. Вначале Златоуста поволокли дальше, но, видя, что он сейчас умрет, вернулись. Святитель вошел в храм, попросил церковное облачение, отслужил литургию, причастился и умер. Последние слова его были "Слава Богу за все. Аминь". Прах его был погребен в церкви Святого Василиска.
Время, как всегда, все расставило на свои места. В 438 году мощи Иоанна Златоуста были торжественно перенесены в Константинополь, в церковь Святых Апостолов, из которой святитель когда-то был с позором изгнан.
Печатную версию материала читайте в газете "Воронежский Курьер".