Сегодня в Воронеже покажут первый спектакль театрального фестиваля «Молодость» — «9 месяцев/40 недель». Перед спектаклем его создатели встретились с воронежцами.
ТЕКСТ и ФОТО: Юлия Репринцева
В спектакле «9 месяцев/40 недель» зрители вместе с актёрами проходят путь, который длится девять месяцев: от первого известия о беременности до рождения ребёнка. Здесь собранны истории разных женщин: тех, кто рожает впервые, тех, кто «залетел» и так далее. Особенность спектакля: все роли исполняют мужчины.
— Всё началось, когда моя жена забеременела. Когда я изнутри увидел, что происходит в роддоме, мне захотелось разнести его на куски, — вспоминает Алексей Куличков историю появления спектакля. — С детства нам внушают, что дети, рождение — это счастье. Но то, что я увидел — ужаснуло. Так появилась идея спектакля.
Вместе с Сергеем Шевченко они стали брать интервью у женщин, первой оказалась сама жена Куличкова, тогда она была беременна уже вторым ребенком, и читать различные форумы и сайты, посвященные беременности и родам.
Алексей Куличков: «Когда мы стали изучать форумы и сайты, нас поразило, что там очень мало светлых текстов — одна „чернуха“. Когда брали интервью — тоже самое. Женщины винят весь мир в том, что с ними происходит: роддомы, врачей. Но никто не берет ответственность на себя. Никто не говорит о той любви, из-за которой, собственно, и появляются дети».
«Когда мы от одной из женщин услышали фразу: „Если я не рожу от него ребёнка, это будет преступлением против человечества, — говорит Шевченко, — мы поняли, что вот оно, нащупали. Мы поняли, что это будет не просто история про роддомы, а что-то большее. Эта фраза вошла в спектакль».
По словам создателей, своим спектаклем они хотели сказать, что мужчин тема беременности и родов тоже волнует, что они не бросают женщин одних. «Я уверен, что роды — это дело двоих. Когда моя жена была беременна, и у неё появилась изжога, я тоже ею заболел», — делится личным Куличков.
Все персонажи, а среди них есть и первородящие и старородящие (в спектакле эти понятия условны), и те, кто «залетел», это собирательные образы женщин, которые сложились из множества собранных интервью. Например, героиня-первородящая, которую играет сам Куличков (к слову, в спектакле играют не только актёры, но и оба режиссёра), «собрана» из трёх историй. Только два персонажа имеют конкретных прототипов и не являются собирательным образом. В спектакле также есть истории трёх беременностей одной и той же женщины. «Но вы не поймёте, что всё это один человек», — говорят авторы. Куличков: «Мы не хотели, чтобы это была история одной женщины. Мы специально уходили от этого. Мы хотели изобразить женщину и деторождение как символ».
На спектакль, как говорят его создатели, часто приходят беременные женщины, а девушки приводят своих парней, чтобы те посмотрели, что они испытывают. Сергей Шевченко: «Мы понимали, что у нас на спектакле больше будет женщин-зрителей, но мы никак не ожидали, что уже со второго спектакля к нам будут приходить беременные. Перед началом мы всегда спрашиваем, есть ли в зале беременные. Был только один раз, когда никого не оказалось». Приходят и те, чья история стала частью спектакля: реагируют всегда эмоционально.
Спектакль про беременных — это некоммерческий проект. С недавних пор он ещё выполняет и социальную функцию. «Вот уже два месяца, как мы общаемся с фондом, который занимается «отказниками». «Женщины приходят к нам на спектакль, — говорит продюсер Елена Рожкова. — Но узнать, отказалась от аборта женщина или нет после нашего спектакля мы не можем — это закрытая информация».
Каждый спектакль проходит по-разному, в зависимости от того, как реагирует зал. Куличков: «Мы никогда не можем сказать, как будет принят спектакль. Однажды у нас одна часть зала реагировала на одни шутки, а другая в это время молчала, а потом они поменялись. А были какие-то точки соприкосновения, когда откликался весь зал».
Самое частое, что происходит после спектакля — подходят женщины и спрашивают: «Где же вы были раньше? Давайте я вам свою историю расскажу, вы обязательно должны её использовать в спектакле». Однажды одну такую историю, про суррогатное материнство, действительно использовали. Есть у создателей спектакля и свой «сын-полка». Куличков: «Я Жене Антропову сказал: „Раз ты стал играть в этом спектакле, значит, скоро у тебя появится ребенок“. Через два месяца он подходит и говорит: "Мы беремены. Срок — четыре месяца". Так что пока он играл беременную, у него жена родила».
Одна из задач, которую поставили перед собой актёры и режиссёры — не напугать. «Мировая драматургия использует шок как приём. Мы решили, что не будем никого шокировать. Наша задача — удивить, — говорит Алексей Черных. Актёр признался, что у него самого не один ребёнок, и он присутствовал на родах «без желания, по настоянию супруги». «Эти прозрачные боксы, конечно, производят впечатление. Ты стоишь, справа от тебя рожают, слева рожают, и перед тобой — жена. Стараешься по сторонам не смотреть — и стесняешься и боишься одновременно. И переживаешь сразу за всех. И хочешь, чтобы у всех всё получилось».
Как рассказали создатели, они специально ушли от «физиологии». В спектакле практически нет откровенных сцен. «У нас есть только одна сцена, от которой мы не смогли отказаться. Это секс во время беременности», — сказал Куличков. Нет в спектакле и ненормативной лексики. «Только одно слово, и то — литературное», — признался Сергей Фишер.
— Мы выступаем за то, чтобы все рожали, — говорит о цели спектакля Алексей Куличков. — Но каждый должен подходить к этому ответственно. Каждый должен ответить себе на вопрос: «Зачем?» Причина у каждого будет своя, но она должна быть осознанной. У нас в спектакле есть фраза: «Рождение ребёнка — это не воспроизведение себе подобного, а создание новой личности». Вот это нужно осознавать. И не забывать, что в основе этого лежит, прежде всего, любовь.