Ответы на вопросы, каковы возможные последствия разработки никелевых месторождений в Новохоперском районе для сельского хозяйства:
1. Сколько земли может быть отведено под будущий горно-обогатительный комбинат?
Общая площадь лицензионных участков, правами на которые обладает УГМК, — 3760 гектаров. Но, по сути, промплощадка ГОКа с хвостохранилищем не будет занимать более 500 га. Именно эти 500 гектаров будут переведены из земель сельхозназначения в категорию земель промышленных.
Оставшиеся три тысячи гектаров будут пригодны для использования в сельском хозяйстве. Часть этого земельного фонда будет задействована под строительство жилья и социальной инфраструктуры.
2. Что будет с плодородным слоем чернозема на участке разработки?
В соответствии с законодательством, черноземный слой на участке разработки будет снят и отложен на хранение. Потом, когда хвостохранилище начнут культивировать, он будет возвращен на место.
Рисуемая в воображении некоторых людей «зона заражения», которая якобы распространится далеко на соседние области, не соответствует действительности. Хороший пример — ГОКи Белгородской области, например, Стойленский в Старооскольском районе, напрямую граничащем с Воронежской областью. Несмотря на то, что предприятие добывает руду открытым способом, зона его воздействия не распространяется на соседние области и районы.
Кроме того, Белгородская область является одним из лидеров по производству сельскохозяйственной продукции. Планируемый ГОК в Воронежской области будет использовать только подземную (шахтную) добычу и его воздействие на окружающую среду вообще не выйдет за пределы самого предприятия.
3. Могут ли подземные воды, находящиеся на глубине в виде рассолов, прорваться на поверхность и привести к засорению ценного чернозема?
Завкафедрой гидрогеологии и геоэкологии ВГУ Виктор Бочаров
|
«Эта проблема легко решаема. Я этой проблемой занимался, там некоторые водоносные горизонты насыщены солями брома и прочих элементов. Противники добычи никеля опасаются, что вода попадет на поверхность, и тогда произойдет засоление воды и почв. Но я знаю, что проектировщики собираются эту воду изолировать, и такое вполне возможно. Напор там небольшой. Воду можно откачивать в нижележащие горизонты, на самую глубину — на километр-полтора».
|
4. Разработка месторождения уничтожит местное сельское хозяйство?
Никакого вреда почве нанесено не будет (об этом см. выше).
Кроме того, надо иметь в виду масштабы планирующегося производства. Предполагаемая «рабочая» площадь добычи и ГОКа — всего 500 гектаров. Всего в Воронежской области посевные площади с/х культур составляют почти 1,4 миллионов гектар (данные Воронежстат за 2013 год). Таким образом, под производство будет задействовано всего 0,04% от всего объема сельскохозяйственных площадей области и не более 0,3% от пахотных земель Новохоперского района.
5. Горные проекты приносят меньше прибыли, чем агробизнес?
Доходы от добычи никеля во много раз перекроют убытки от изъятия сельхозземель (тем более в таком незначительном объеме) из оборота.
В лучшие годы весь агропромышленный комплекс Новохоперского района приносит в пять раз меньше доходов, чем сможет приносить одна шахта. Появление шахты не помешает агропромышленному комплексу продолжить свою работу, изъято из оборота будет всего лишь 500 га и 110 000 га земель сельхозназначения в районе.
Специалистами посчитано, что в случае изъятия 500 га земли из сельскохозяйственного производства за 49 лет недополученная выручка составит от 6,86 до 13,72 млрд рублей (и это при средней урожайности зерновых 40% с га, хотя сегодня урожайность — всего 20 центнеров с га). В то же время выручка от добычи никеля — 661,5 млрд рублей за 49 лет.