Лицензии на геологическое изучение, разведку и добычу медно-никелевых руд на участках недр федерального значения Еланское (лицензия ВЖР 15395 ТР) и Елкинское (лицензия ВРЖ 15396 ТР) выдавались Постановлением РФ, это было решение государства. Соответственно, если мы хотим оставаться полноценными гражданами этого государства, то должны всецело содействовать тому, чтобы эти решения выполнялись. И речь в данном случае идет ни много, ни мало о стратегической безопасности РФ. Воронежский кристаллический массив является последней никеленосной провинцией нашей страны. И на этапе поисково-оценочных работ и геологоразведочных работ необходимо сделать из поисковой площади месторождение, защитить его запасы и поставить их на баланс Российской Федерации. И если упустить этот момент, можно поставить под угрозу судьбу следующих поколений. В России должен быть стратегический запас такого ценного и востребованного сырья, как никель.
1. Как будет проводиться геологоразведка?
Будет пробурено до 300 скважин глубиной 1000-1500 метров. В результате этого можно будет проанализировать образцы пород, провести химический анализ их состава, и самое главное — посчитать запасы месторождения. Попутно будут выполнены гидрологические исследования — изучены источники подземных вод.
По итогам этого анализа месторождение поставят на государственный баланс, оно будет официально зафиксировано. После этого будет проведено несколько десятков экспертиз: как эти руды и воды будут влиять на экологию.
Результаты разведки позволят получить научно обоснованные ответы на все вопросы, позволят понять не только количество руды, но и всесторонне оценить вопросы безопасности при разработке месторождения.
Доцент гидрогеологии РГГУ Василий Проворов:
|
«Мы должны исходить из того принципа, что проведение поисково-оценочных и геологоразведочных работ = это государственная задача. К сожалению, среди местного населения есть силы, которые, не понимая экологической сути вопроса, начинают волнения. Чтобы избежать этого, мы должны дать правильные, научно-обоснованные разъяснения по начальному этапу работ».
|
2. Может ли геологоразведка принести вред экологии?
Геологоразведка не принесет никакого вреда. Бурение и эксплуатация скважин происходит ежедневно по всей стране, как промышленных на добычу вод, так и поисково-разведочных. При соблюдении технологии (а без ее соблюдения невозможно пробурить скважину в принципе) данная работа не может привести к какому-либо загрязнению, а тем более осушению водоносных горизонтов.
Для того чтобы не нарушить водные горизонты (для взятия проб надо пройти 5-6 горизонтов), ставятся обсадные трубы, препятствующие проникновению воды в ствол скважины.
Декан геологического факультета ВГУ Виктор Ненахов:
|
«Протестные явления в Воронежской области связаны с дезинформацией населения. На этапе поисково-оценочных и геологоразведочных работ никаких экологических рисков быть не может».
|
3. Какие сейчас ведутся работы на месторождениях?
В данный момент начался этап геологоразведочных работ, который продлится до 2016 года. Абсолютно никакого воздействия на окружающую среду эти работы не оказывают — по сути, это такое же бурение скважины, как и на обычном дачном участке. Разница только в целях работ и в глубине.
Скважина бурится до проектной глубины, в процессе бурения изымается керн (образец породы) диаметром в 75 мм. После этого скважина бетонируется от основания до устья, а почвенный слой выравнивается — здесь остается то же поле, что и было.
Точно такие же работы тут проводились в 70-80-е годы, и при детальном изучении местности можно найти следы. Никакого вреда чернозёму они не принесли.
В процессе бурения керн (образец породы) диаметром в 75 мм, после этого скважина бетонируется
Доцент кафедры гидрогеологии Российского государственного гидрометеорологического университета Василий Проворов:
«Любое бурение ведется под контролем государства. Скважина, на какую бы глубину она ни уходила, обязательно тампонируется, то есть запечатывается и консервируется. Поэтому никаких экологических рисков при бурении, геологии, быть не может».