В Воронежском Центре Современного Искусства, который, правда, еще не заработал на полную мощность, стартовала выставка фестиваля «Чернозем» дало начало его насыщенному этапу, когда культурные акции будут проходить чуть ли не ежедневно.
- Здесь мы рады представить всем гостям работы молодых художников, которые давно уже приобрели имя в арт-сообществе, а большинство из них обладают рядом различных премий и номинаций. – Открыл выставку Дмитрий Большаков, директор фестиваля «Чернозем».
В небольшой зал ВЦСИ бодро подходило все больше и больше людей, заглядывали и деятели культуры, и студенты, и школьники, и простые жители Воронежа, и коллекционеры. Словом, к пяти часам вечера было буквально нечем дышать в тесных помещениях центра, а экспозицию приходилось рассматривать, включив воображение в квадрате, чтобы воспринимать ее без учета толпы собравшихся.
- Бестиарий – еще средневековая форма рассказа о мире, посредством представлениях о чудовищах. Люди придумывают их, приписывают им какие-то особенности, сочиняют про них разные истории. На самом деле чудовища могут быть более точной характеристикой мира, чем мы привыкли их воспринимать. У нас современный бестиарий. Некоторые художники изготовили работы специально для этой выставки, какие-то мы выбрали в их мастерских. Каждая из этих работ представляет некую глобальную ситуацию, особенность современного мира. Об этом всем можно узнать из текстовых пояснений, сопровождающих работы. В результате получилась, может быть, достаточно мрачноватая картина мира, потому что мы анонсировали ангелов и чудовищ, но на финише у нас остались, в основном, одни чудища. Но, в конечном счете, мы видим в этом надежду перед наступлением рассвета, когда час сил зла вот-вот закончится. – Провел краткий экскурс для гостей Илья Долгов – куратор выставки.
Здесь сначала не сразу понимаешь, что вообще происходит вокруг. Для тех, кто окончательно растерялся, на стене есть схема, по которой следует изучать выставку. Так и возникает какое-то впечатление, что ты действительно все-таки пришел куда надо. И что отвращение и омерзение, местами сменяющееся теплом дерева и ярким светом - как раз то, под чем можно понимать современный бестиарий. Что до самих работ, то неискушенному зрителю сначала сложно понять их по отдельности, да и вместе не очень картинка получается. Правда, такой зритель сюда вряд ли заходит. Вообще, экспозиция устроена таким образом, что только ее целостное восприятие дает тот самый эффект мрачных реалий и отблесков скорого наступления чего-то теплого и хорошего.
Корреспондент 36on.ru поинтересовался у Сергея Горшкова, художника, основателя галереи Х.Л.А.М. о его взгляде на современное искусство и конкретно на «Бестиарий»
- Во-первых, я счастлив понимать, что ВЦСИ вот-вот начнет полноценно работать. Вообще, чтобы организовать серьезную выставку нужно проделать массу работы: разработать концепцию, провести переговоры со всеми, организовать художников, с каждым из них побеседовать и попросить предоставить работы, которые будут соответствовать единой идее.
- А конкретно эта экспозиция, как вы думаете, передает то, что хотели сказать авторы?
- Эта выставка получилась разнообразной, здесь столько художников, у всех представлены свои конкретные образы, которые в то же время сливаются воедино. Нравится разбиение на зоны: попадаешь в одну, перетекаешь оттуда в другую, третью. В одной разнузданное веселье и ты сам едва не пускаешься в пляс: стоит ангел-хранитель, который взирает на пляшущих женщин, просто берешь его за руку, рядом с ним стоишь, смотришь и умиляешься. А в другом зале жесткая, страшная металлическая конструкция, люди падают на тротуары, под колеса машин, здесь прослеживается уже совсем другая метафора. В общем, абсолютно метафорично, здесь представлено очень образное современное искусство, которое благодаря каким-то иносказаниям, скрытому смыслу доносит до зрителя очень тонкие ощущения. Волшебство, которое ребята обещали показать на этой выставке, у них удалось. – добродушно поделился с нашим репортером Сергей Горшков.
Вот и получается, что современный художник, или человек, который по специфике своей профессии, а так же те, кто от природы с тонкой душевой организацией и безмерно чувствительной душой, способен понять те метафоры, которые доносятся из глубин уголков выставочного зала. Современных авторов здесь было выставлено около двенадцати. Среди них наблюдались скульптуры Ивана Горшкова, воронежского художника, который, в основном в этом жанре и трудится. Здесь была инсталляция известной во всем мире группировки ЗИП из Краснодара. Маша Ру и Ольга Ганжа из Голландии тоже представили свои совместные творения. Было на выставке еще 5 лучших московских художников современности. И из Лондона молодой талант не позабыл у нас выставиться – Таус Махачева показала зрителю серию своих фоторабот.
- Каждый раз, когда я бываю в Воронеже я захожу в этот выставочный зал. Сегодня представлены работы четырех художников, чьи картины уже есть у меня в коллекции. Эти работы – мои «бейби». И тут есть интересные работы, может быть я что-то куплю, но пока не обещаю. А вообще, я охочусь за таким искусством, которое станет актуальным через 3 года, а не за тем, что востребовано сейчас. - восторженно говорит Пьер Броше, коллекционер и ценитель современного искусства.
Конечно, не на всех произвела выставка должное впечатление, кто-то ушел почти что сразу, не придав значения стараниям ее кураторов и художников. Кто-то придумал себе наистрашнейшие картины, которые могли только всплыть в воображении человека. В прочем, удивляться не приходится, любой арт, будь то классика XIX века, или только зародившееся еще не до конца проникшее в массы современное искусство, будет вызывать самые разные чувства. Удивительным было не это, а реакция детей (некоторые посетители прибыли с совсем маленькими детками) на современные художества. Малыши, можно сказать, отчетливо уловили главное – настроения той или иной секции выставки и заявляли об этом во всеуслышание, как и подобает детям, крайне эмоционально – плакали или смеялись. Но и у поколения постарше тоже сложилось неоднозначное впечатление о «Бестиарии наших дней»
- Вообще-то я думала, будет куда как страшнее, что захочется визжать от ужаса. Но это выставка, а не комната страха, так что осознание каких-то мерзких и противных моментов из социальной жизни людей, а так же жизни с самим собой, приходит уже после просмотра экспозиции. Думаю, Долгову и Алексееву удалось передать настроения обреченности общества, но обреченности не окончательной. – Татьяна, студентка ВГАСУ.
О результате можно долго рассуждать, со всех сторон его рассматривать под микроскопом. Но проще спросить у автора выставки, оправдались ли его ожидания. Увидел ли он у людей тот эмоциональный отклик, который должен был возникнуть.
- Смотрю на выставку и понимаю, что нам удалось передать, что мы хотели. Бестиарий он и есть бестиарий. Посыл нашего состоит в демонстрации того, как человек пасует перед какими-то сложными жизненными ситуациями. Но и важным элементом остается «свет в окне», надежда, что все на самом деле хорошо было, есть и будет. – Илья Долгов, куратор выставки «Бестиарий. Художники об ангелах и чудовищах».