21 августа двери фестиваля современного искусства "Чернозем" открыла выставка в музее им. И.Н. Крамского «Украшение красивого. Элитарность и китч в современном искусстве». А днем позже, 22 августа, один из кураторов выставки, руководитель отдела новейших течений Государственной Третьяковской галереи Кирилл Светляков провел по ней свою авторскую экскурсию-лекцию под названием «Дурной хороший вкус".
Пространство выставочного зала разделено на тематические секции - от "Реликвий" до "Натурального". В дружеском соседстве с авангардом начала прошлого века, уже считающимся классикой, расположился не так давно закрепившийся в сфере искусства китч, это нисколько не мешает восприятию. Игра на контрастах – вот в чем заключается вся соль и перец экспозиции.
Посетить выставку, сдобренную содержательным повествованием Светлякова, стянулось около 60 человек. Сам автор «путеводителя» не ожидал такого ажиотажа в первые же дни, тем более - в середине августва, в "мертвый сезон".
- Перед вами одна из вариаций известного полотна Шишкина «Мишки в Лесу». Вообще, нам уже знакомы конфеты, обертки которых содержат репродукцию этого произведения, так что мы можем представить не только ее вид, но и вкус – сладкий. Данную картину сопровождает образ «сладкой» девушки, который только украшает полотно, если его рассматривать именно с позиции так называемой рекламы. Я заметил, что некоторые дамы тоже фотографируются на фоне этого полотна, а, значит, собой еще раз украшают уже красивое. – Вдохновенно начал повествование Кирилл Светляков, заведующий отделом Искусств новейших течений в Третьяковской галерее.
Рядом с почти что классикой находятся работы другого образца – то ли витраж, то ли портрет на стекле. Если бегло взглянуть, то мы увидим розу, а если присмотреться – то портрет Че Гевары внутри нее.
- Образ «красивой» революции уже был ранее обыгран в работах Энди Уорхолла, где Че Гевара стал культовым персонажем поп-арта. Вообще, такие на первый взгляд не сочетаемые вещи, можно интерпретировать ровно настолько, насколько хватит фантазии у зрителя. – Продолжает повествование Кирилл.
Продвигаясь в глубины выставочного пространства, можно наблюдать и другие творения, похожие на традиционную живопись, но по содержанию, и то исполнению, далекие от классики.
В самом деле, что может быть заурядного в полотне А. Хлобыстина «Великий в Большом»? А выполнено оно, тем не менее, самым заурядным способом: холст и масло. И, напротив, что быть может такого неправильного в полотне с изображением прелестных дам и пейзажа? А выполнено-то оно на клееночке, маслом, но наспех.
- Помните в фильме «Операция «Ы» был такой диалог:
- Что у Вас?
- Русалки. Вот.
- Фи, какая безвкусица.
Так вот, сегодня этих самых «русалок» уже причисляют к искусству. Конечно, к особенному жанру, именуемым китчем. Название его проистекло от слова «kitchen», что значит «кухня», как нам становится понятно из этого названия, что это такая особая кухонная, непрофессиональная, зачастую безвкусная «мазня». Несмотря на такие факты, нынче она популяризировалась и приобрела определенные задачи. В современном искусстве главное – смысловая нагрузка, умение зрителя воспринимать и «расшифровывать» сигналы автора. – Разъясняет Светляков.
Кроме откровенного трэша и психоделики, которые действительно становятся неясными без пояснений искусствоведов, в Украшении красивого" нашли себе местечко и старые классические работы. Например, одна из вариаций картины И. Репина «Иван Грозный и его сын Иван», которая является собственностью музея Крамского, тоже была включена в экспозицию.
- Знаменитое полотно. Однако его тоже можно отнести к раннему, так называемому авангардизму. Здесь мы видим «эстетику ужасного», эстетику смерти. Вот примерно с этого и начинается дурной хороший вкус в нашем обществе. – Подводит итоги Кирилл Светляков.
Посетители внимательно выслушали пояснения Кирилла Светлякова, подолгу задерживались у представленных работ. Каждое слово куратора было выверено, взвешено и преподнесено с любовью к искусству.
- Мне очень понравилось. На самом деле вопросов много, но я их приберегу до лекции. Сами работы гармонично подобраны и распределены. Это одна из лучших выставок в музее Крамского за последние несколько лет. – Делится впечатлениями с корреспондентом 36on.ru Светлана, жительница Воронежа.