Институт общественного мнения «Квалитас» провел опрос на тему «Качество медицинского обслуживания в зеркале общественного мнения». Зеркало нарисовало портрет гражданина, не слишком приятный для чиновников от медицины, несмотря на их большие, в том числе финансовые, амбиции в части модернизации отрасли. Впрочем, они сами признают, что с учетом дифицита кадров все далеко от идеала.
Участниками опроса стали 900 человек из разных населенных пунктов области. Респондентам, отличающимся по возрасту, полу, образованию, материальному положению и месту жительства, задали два вопроса. Первый звучал так: «По вашему мнению, качество медобслуживания населения там, где вы живете, хорошее или плохое?». 47% оценили его как «удовлетворительное», 41,6% -- как «плохое», 9% -- как «хорошее». 2,4% затруднились с ответом, видимо, имея крепкое здоровье и туманное представление о местном здравоохранении. Картина вырисовывается в целом неприглядная: получается, что большинство жителей области (89%) оценили качество медобслуживании не больше, чем на «тройку».
Худшие оценки дали люди старшего возраста -- от 40 лет и старше. Чаще всего хвалили медобслуживание молодые люди в возрасте 18 -- 24 лет: скорее потому, что им в поликлиники и больницы приходится обращаться реже, чем пенсионерам. За исключением, конечно, обследований в военкомантах. Интересно, что факт образованности не влияет на критичное отношение к здравоохранению. С одной стороны, среди тех, кто имеет высшее образование, 38,6% поставили медицине «двойку» и 54,8% -- «тройку». С другой -- люди с образованием начальным и ниже в основном ставили «двойку» (73,3%). Все понятно: не надо быть семи пядей во лбу и говорить на трех языках, чтобы оценить очереди в коридорах больниц, нехватку врачей и прочие прелести. А вот достаток влияет на выставленные оценки напрямую: чем оно выше, тем лучшего мнения человек о получаемом медобслуживании. Большинство из тех, у кого материальное положение «бедственное» и «плохое», заявили, что в воронежской медицине все «плохо» и «удовлетворительно». Те, кто сказали, что живут «хорошо», чаще всего ставили «удовлетворительно» или заметили, что качество медобслуживания не меняется. Тут тоже секрета нет. За деньги можно получить если не здоровье, то хотя бы отсутствие очередей, любезность персонала, исследования на современном оборудовании и так далее.
Вместе с тем неожиданности в результатах опроса все же были. 16% сельских жителей оценили качество медобслуживания в своем селе как хорошее. В Воронеже аналогичная цифра едва превысила 4%. А ведь мы привыкли считать, что в областном центре сконцентрированы лучшие силы. «Почему так? Действительно ли в районах области медобслуживание качественнее или местные жители менее притязательны?» -- размышляют сотрудники «Квалитаса». И находят тему для отдельного исследования.
Воронежский опрос проводился примерно в одно время с общероссийским. Поэтому есть возможность сравнивать. Оценку «хорошо» выставили 9% опрошенных в нашей области и 12% -- по стране в целом, «плохим» медобслуживание назвали 42% у нас и 41% -- в России. На «удовлетворительно» медицину оценили 47% наших и 36% -- россиян. Затруднились ответить 2% -- по области, 11% -- по стране. Получается, что среднестатистический воронежец хоть и не намного, но все же более недоволен своей медициной, чем среднестатистический россиянин. Печально, но факт.
Второй вопрос, интересовавший специалистов «Квалитаса»: «Как вам кажется, качество медобслуживания населения там, где вы живете, улучшается, ухудшается или не меняется?». И тут заявляющим о постоянной модернизации чиновникам нечему порадоваться. Половина опрошенных ответили, что в местном здравоохранении ничего не меняется. «Ухудшается», -- ответили 36,8% респондентов. Об улучшении качества медобслуживания заявили только 9,6%. И, наконец, 3,6% затруднились с ответом.
Чаще всего ухудшение замечают те, кому пользоваться медуслугами приходится больше –- люди старшего возраста (40 -- 49 лет, от 60 и старше). Недовольны граждане с низким достатком, оценившие свое положение как «бедственное» (58,8%). Чем лучше положение людей, тем чаще они отмечали улучшение медобслуживания (2% среди самых бедных и 15% -- среди самых богатых). Кроме того, мнения разнятся в зависимости от места проживания. Только 4% жителей Воронежа заметили улучшения, а на селе -- почти 11%. Своих максимальных значений показатель улучшения достигает в малых городах и поселках городского типа -- 16% респондентов.
Аналогичный вопрос был задан на федеральном уровне. В целом мнение воронежцев с его результатами совпали: 49% россиян не замечают каких-либо изменений в качестве медобслуживания. Однако жители нашей области чаще отмечают ухудшение (37% воронежских против 25% среднероссийских) и реже -- улучшение (10% по области и 11% по России). Можно, конечно, упрекнуть наших земляков в излишней привередливости. Но, как представляется, здоровье и его сохранение -- не та сфера, к которой нужно относиться спустя рукава. Жить хочется всем.