В Воронеже ищут подрядчика, который обновит мемориальный комплекс «Памятник Славы»

В Воронежской области поезд врезался в грузовик

 

Парад Победы в Воронеже пройдет без зрителей

Погасший из-за урагана огонь на памятнике Славы в Воронеже вновь загорелся

В Воронеже грузовая «Газель» застряла под Каменным мостом 8 мая

Взрыв после смертельного ДТП с автобусом в Воронежской области попал на видео

Квеквескири: «Факел» при Ташуеве оказался в эмоциональном кризисе

Сегодня можно строить смелые, но разумные планы на будущее, уверят астрологи.

«Факел» обратился в ЭСК РФС после ничьей с «Зенитом»

В Воронеже устраняют аварию, из-за которой без воды остались сотни домов

В Павловском районе отменили массовые мероприятия на улице на 9 мая

Сообщения об уходе экс-главы Россошанского района в зону СВО назвали фейком

Бывший тренер «Факела» Ташуев прокомментировал ничью с «Зенитом»

В ночь на 9 мая в Воронежской области ожидаются заморозки до -3 градусов

В первой половине дня следует проявить особую осторожность, отмечают астрологи.

«Факел» и «Зенит» назвали стартовые составы на матч 27‑го тура РПЛ

Жители 15 районов Воронежской области останутся без света на 2 дня

В Воронеже в ночь на 7 мая стартуют работы по замене асфальта

Первую книгу-хронику про СВО выпустил воронежский мобилизованный
 

Новый поезд в Крым запустят через Воронеж в конце мая

Воронеж не попал в список лучших городов России с высоким качеством жизни

Для купания в водохранилище Воронежа утвердили только три пляжа

В воронежском микрорайоне появилось граффити с персонажами культовых аниме Миядзаки

День обещает быть интересным: страстным, порывистым, вдохновляющим. 

Как развиваются СМИ на «новых» территориях РФ

В Воронеже Росприроднадзор ищет владельцев незаконной свалки

 

Улицы возле Центрального стадиона профсоюзов перекроют в Воронеже 6 мая

Опубликовано видео невероятного северного сияния в Воронежской области
 

День в целом комфортный и умиротворяющий, однако к вечеру не избежать хлопот.

На XII Медиафоруме раскроют механизмы маскировки применения биологического оружия

Губерния 5151

Тираж за семью печатями

Недавно в "Литературной газете" была опубликована симпатичная подборка стихов поэта Валентина Нервина. Когда мы поздравляли виновника торжества, речь зашла о том, как и каким образом способно сейчас слово пишущего человека отозваться в сердцах и душах читателей.

Поэт, чуткий к деталям, обратил внимание на выходные данные "Литературки", где есть, так сказать, "разблюдовка" тиража. Сообщается, что московский составляет 64 901 экземпляров, а федеральный, то есть на всю остальную Россию, -- 36 321. Кроме того, выходит "Литературка" и на зарубежье. Указаны, например, тиражи по Великобритании (9 тыс.), Греции (3 тыс.), Израилю (22 тыс.). "Понимаю всю субъективность выводов, специфику "Литературки", -- рассуждал поэт и гражданин, -- но картина любопытная. Население столицы составляет примерно одну десятую от населения страны. Получается, что у москвичей потребность в печатном слове почти в два раза выше, чем у прочих девяти десятых наших сограждан. А население Израиля -- примерно вдвое меньше, чем в Москве. Выходит, именно там, в процентном соотношении, печатное слово на русском языке наиболее востребовано".

Порассуждав об уровнях доходов граждан в России и за рубежом, о падении культуры чтения у нас и ностальгии по русскому языку у них, мы с поэтом расстались. Но захотелось узнать, а что происходит с тиражами печатных СМИ в мире вообще и в России в частности.

Узнать о том, что творится в масштабе планеты, оказалось несложно. По данным Всемирной газетной и информационно-издательской ассоциации, в 2010 году тиражи газет сократились на 2% по сравнению с 2009-м. Наибольшее сокращение -- в Восточной Европе (12%) и Северной Америке (11%). А в Латинской Америке и странах Азиатско-Тихоокеанского региона наблюдается, наоборот, рост -- 2 и 7% соответственно. Причем в Индии и Китае тиражи газет исправно растут. Что аналитики объясняют, с одной стороны, значительным повышением уровня грамотности населения, с другой, недостаточно, по сравнению с Европой и США, развитой системой электронных СМИ. Но и в весьма технологически развитой Японии печатные СМИ остаются востребованными. Страна восходящего солнца -- мировой лидер по объему продаж газет, по их суммарному ежедневному тиражу (72,7 млн экземляров), а по количеству газет на душу населения занимает второе место, уступая лишь Норвегии.

То есть в планетарном масштабе дела газетчиков не так уж плохи. Ежедневно печатные издания читают 2,3 млрд человек, что на 20% больше посетителей интернет-сайтов.

А что у нас? По данным той же ВГА, средний тираж газеты в России составляет 16 тыс. экземпляров, а мировой показатель -- 17 тыс. копий. Меньше, но ненамного. Учтем мировые тенденции, экономический кризис, нашу специфику -- и предположим, что общие по стране тиражи сокращаются примерно на 2% в год. Тем более что Геннадий Кудий, замначальника управления периодической печати профильного федерального агентства, выступая на отраслевом форуме "Московский союз печати", сообщил, что подписка в целом по стране во втором полугодии 2011 года снизилась на те же 2%. Хотя объемы рынка прессы растут, несмотря на кризисы: по итогам 2011-го ожидается прирост в 10 -- 12 млрд рублей, то есть примерно такой же, как по итогам 2010-го. Впрочем, сам Кудий сказал, что "с учетом инфляции такой рост выглядит номинальным". Да и "рынки розничного и подписного распространения прессы остаются проблемными" -- из-за того, что у издателей и распространителей печати нет единой политики. Ну, сетование на отсутствие единой политики из уст чиновников привычно.

Кудий приходит к выводу, что остановить падение тиражей прессы можно. Правда, пока лишь в отдельно взятых регионах. В качестве положительного примера чиновник привел Липецк, где "газеты и журналы представлены не только в киосках и супермаркетах, но и в больницах, бизнес-центрах, у проходных предприятий, на улицах, словом, везде, где прессу покупают. А в целом продажи прессы и книг не падают, а растут". К сожалению, чем именно объясняется липецкий феномен, в докладе не сказано. Хотя, вообще-то, главной причиной сокращения продаж Кудий считает недостаточную доступность прессы для рядового потребителя.

В докладе, кстати, упоминается и Воронеж. Но, увы, как пример недальновидности властей, решивших, дескать, под предлогом подготовки к городскому юбилею "убрать киоски печати со всех центральных магистралей". Тут, конечно, возникает вопрос, а откуда сам замначальника управления периодической печати получает информацию? Ведь данные о том, что у нас все печатные киоски с центральных улиц снесли, согласитесь, действительности не соответствуют. Вот и думаешь, а насколько соответствуют действительности все прочие чиновничьи данные?

Собственно, какие бы данные ни были, выводы-то примерно одни и те же. Хотелось бы большей доступности прессы для рядового потребителя? Конечно, хотелось бы. Нужно, чтобы издатели и распространители работали дружно, а власти тому способствовали? Безусловно, нужно. Но главное все-таки, чтобы потребность читать не просто была, а развивалась бы. А потому и писать надо интересно, доходчиво и не бездумно. Например, так, как поэт Валентин Нервин.

Борис ПОДГАЙНЫЙ.