Детство было военным, голодным и босоногим. "До ледостава ходили в школу босиком, -- вспоминает Венедикт Андреевич, -- за партой сидели, поджимая ноги, чтобы они не мерзли. Очень любил физику, а вот с немецкого языка часто убегал". После семилетки парень поступил в Хреновской лесной техникум, по окончании которого был направлен выполнять сталинский план преобразования природы. Участвовал в создании Красноармейской лесозащитной полосы в Сталинграде. Комсомольцы лесного хозяйства избрали Кудю секретарем. Лидером он стал не формальным, а фактическим. "После работы на мотоциклах приезжали в деревню и показывали самодеятельность, -- рассказывает о комсомольской юности Венедикт Андреевич, -- всего Чехова переиграли. Все было от души". Как-то самодеятельных актеров премировали путевкой в только что открытый после восстановления в Сталинграде музыкальный театр. Кудя и сейчас вспоминает с восторгом: "Приоделись немного -- у меня самая лучшая одежда была лесная форма. Особое впечатление произвело фойе с зеркалами во всю стену. Слушали оперу "Запорожец за Дунаем".
Когда пролетели три года, обязательные для отработки молодым специалистом, Красноармейская лесополоса была построена. Кудя решил податься в родные черноземные края. Родственник из Валуек нашел ему место садовода горсовета. Опыт создания лесополосы пригодился в уходе за местными парками, скверами, цветниками, питомником. В те годы многих детей войны охватило желание получить среднее образование. Кого оккупация, кого необходимость помогать семье заставили в свое время оставить школьные парты. И вот те, кому было уже за 20, хлынули в вечерние школы. И Венедикт Кудя. Вот что он рассказывает о тех временах: "В классах было по 35 человек. Все хотели учиться. Настолько серьезно относились к учебе, что по воскресеньям собирались, и с 11 до трех вместе готовились к занятиям, помогая друг другу. Из дневной школы нам подбрасывали тех, кто там мешал своим поведением. Одному такому юному хулигану вечерник-молотобоец доходчиво разъяснил, что тот пришел в школу учиться и ему не позволят мешать остальным. У меня хорошо шло все, кроме немецкого. Брал с собой учебник на работу и учил".
Вечернюю школу Кудя окончил с серебряной медалью и решил пойти в университет на ядерную физику. Но ни общежитие, ни стипендия солидному студенту в вузе не светили, поэтому пришлось перенацелиться на пединститут, где тоже выбрал физику. На вопрос декана о причинах такого выбора ответил: "Люблю предмет и работать с людьми". В институт Кудя пришел, уже будучи кандидатом в члены КПСС, поэтому сразу был вовлечен в активную партийную, комсомольскую и профсоюзную работу. И учиться нравилось, потому что образование будущим педагогам давали политехническое: они кроме теоретических дисциплин изучали электротехнику, машиноведение, токарное и слесарное дело. На пятом курсе Венедикт Андреевич расстался с холостой жизнью и по окончании вуза вместе с молодой супругой отправился в далекую Итатку, село в Томской области. "Поехали с двумя чемоданами: в одном книжки, в другом все остальное", -- говорит он.
Проработали в Итатской школе молодые педагоги три года, а потом перебрались в Таловую, куда постоянно звала мать Венедикта Андреевича и директор школы Анна Христенко. Ей учительская чета приглянулась во время практики, когда на уроках труда еще студент Кудя изготавливал вместе с учениками скворечники и наставлял своих подопечных: "Надо делать так, чтобы скворцы благодарили". В Таловой Венедикт Андреевич преподавал физику, астрономию, труд. По его мнению, то было лучшее время отечественной школы и лучшее время в его жизни. "Классы мне подбирали специально, -- замечает бывший учитель, -- из 11 учеников, состоявших по всей школе на учете в милиции, в моем классе было шесть". Кроме уроков, Кудя вел кружки: радиотехнический, кино- и фотодела. Под его руководством в поселке появилось радиолюбительство, не превратившееся в радиохулиганство. Руками учеников Венедикта Андреевича было сооружено оборудование для цветомузыкального оформления школьных вечеров. На вечера приходили ученики из других школ и вынуждены были вести себя достойно, чтобы и впредь пускали на мероприятия.
Кудя возил детей в Воронеж на областные олимпиады, причем не только на физические, но математические, биологические, химические. Ему доверяли делегации других школ района, потому он всегда мог для сельских ребят организовать интересную культурную программу: экскурсию по Воронежу, посещение цирка, авиационного завода. Со своим учителем побывали ребята и на экскурсии в Москве.
На пенсии Венедикт Кудя отдыхать не стал, переквалифицировался из учителей в бизнесмены. Открыл несколько торговых точек в области по продаже канцтоваров и рыбацких принадлежностей. Но лет десять назад отошел от дел и переключился на свой приусадебный участок. В гостях у ветерана-педагога корреспонденты "ВК" были летом. Тогда Венедикт Андреевич, показывая свой ухоженный участок, сказал: "Я родился в поле, люблю землю, и она меня тоже любит. Руки, видите, какие?".