«Проблема двойки связана с предыдущими заслугами студентов, которые в течение года не посещают занятия и ничего не делают, -- говорит Юлия Лысякова, преподаватель истории зарубежной литературы факультета журналистики ВГУ. -- Можно не ходить на пары и хорошо сдать экзамен, но такое случается редко.
Мы разговаривали со многими преподавателями, и все сходятся во мнении, что двойка -- явление, характерное в основном для младших курсов. Среди поступивших всегда есть какой-то процент случайных людей. Кого-то заставили родители, некоторые не хотят идти работать или в армию, кто-то поступает, чтобы уехать от родителей, а некоторые воспринимают учебу как продолжение школьных лет, пытаются продлить детство. Отношение к учебе у таких людей, как правило, наплевательское.
К каким уловкам только не прибегают студенты, чтобы не получить «хвост». Когда на первом курсе мы сдавали зачет, который на нашем факультете считается одним из самых страшных, то обнаружили на двери кабинета объявление: «Не входить студентам, которые…». И далее следовал длинный список, в котором были перечислены самые популярные оправдания изворотливых студентов. Так, преподаватель не хотел видеть тех, кто «всю неделю просидел у кровати больного дедушки», кого «покусала бешеная собака по пути в университет», кто «все выучил, но вот ответ именно на такой-то вопрос не помнит»… Слезы, несчастная любовь и придуманная беременность -- тоже не оправдание. Многие узнали себя? Совмещение работы с учебой преподаватели также не считают оправданием для незнания предмета. Хотя, как правило, к таким студентам они относятся более лояльно. Однако работающий человек, подчеркивали многие преподаватели, сам должен быть заинтересован сдать сессию вовремя, ведь ходить на пересдачи ему некогда.
«Когда я сдала зачеты вовремя, то и сама удивилась, и мама мне не поверила, даже в деканат звонила, -- делится впечатлениями от последней сессии Инна, студентка третьего курса химфака ВГУ, -- ведь обычно я прихожу в день экзамена просто посмотреть, как сдают другие, а потом готовлюсь и иду на пересдачу. Никак не могу заставить себя учить вовремя». «Я пытаюсь все сдать сама. Но вот моя знакомая сразу же ищет другой выход, объясняя тем, что выучить никак не может. А выход, конечно, -- покупка экзамена или зачета», -- поведала Катя, студентка второго курса одного из воронежских вузов. «Мне приходится часто пересдавать зачеты и экзамены, -- признался Алексей, студент четвертого курса Воронежского государственного педуниверситета. -- Я работаю, поэтому не получается постоянно посещать занятия. Но ведь оценки -- не главное. Часто студенты-отличники оказываются менее состоятельны профессионально, чем «хвостисты».
Да, экзамен -- лотерея, да, многие студенты работают, да, для ряда учащихся важен сам факт наличия диплома, а не знания. Но не так уж редки в наше время случаи, когда преподаватель попросту вымогает деньги у студента. Знания сдающего роли не играют, как и спящая совесть принимающего экзамен преподавателя.