Фестиваль начался «Охотником» режиссера Бакура Бакурадзе, который получил приз за лучшую режиссуру на «Кинотавре». Его же дебютную картину «Шультес» в 2008 году жюри того же фестиваля признало лучшей. За три года режиссер не только не изменил своим творческим принципам, но и стал принципиальнее. Его герои так же молчаливы, необразованны, косноязычны. Чувства скрываются за одинаковыми выражениями лиц, наблюдать за которыми невыносимо утомительно.
«Охотник» -- стандартный пример артхауса последних лет. Фильм, показывающий жизнь в самом сером ее проявлении. Главной фигурой оказался российский фермер из Псковской глубинки. У него есть такая же, как и он, немногословная жена, взрослая дочь и маленький однорукий сын. Герой разводит свиней, в свободное время охотится на кабанов и воспитывает ребенка. Жизнь ему, безусловно, в тягость. Всякий раз, когда он глядит прямо в камеру, кажется, что фермер скажет хоть что-то о своей нелегкой судьбе. Однако не случается -- и зритель уходит с тяжелым чувством от безысходности. Чувство усугубляют бесконечные бабахи от выстрелов двустволки, рев автомобилей и трактора, грохот работающих станков и предсмертный визг свиней. Картину тихого безумия дописывают серые туманы осени, голые поля и озеро, на дне которого со времен Великой Отечественной войны лежит советский самолет. Единственным счастьем фермера становится заключенная местной женской колонии Любовь, к которой мужчина ездит, маскируясь охотой.
«Охотник» снят по правилам документального кино, будто режиссер каждую минуту неотрывно следит за героями картины. Но им, получается, уже давно безразличны как режиссер, так и наблюдающие за персонажами зрители. Поэтому возникают два вопроса без ответов: зачем нужно смотреть фильм и зачем он снят?
Более непонятным оказался победитель «Кинотавра» -- фильм «Безразличие» с Федором Бондарчуком в главной роли. Режиссер Олег Флянгольц начал снимать его больше 20 лет назад, и сейчас картина воспринимается как ностальгия по прошлому. По времени, когда девушки ходили в пышных юбках, в кафешках народ пил коньяк и шампанское из граненых стаканов, а в кинотеатрах показывали фильмы, в которых аудиоряд отставал от видео-, а уличная драка выглядела как нелепый танец.
Молодой парень Петр (Бондарчук) влюбился в более опытную девушку Жужу Папанову. У нее есть безымянный ухажер, постоянно от кого-то убегающий. В фильм вставлены мультфильмы про Белку и Стрелку, нарисованные летящие пули и танцующая пара. Комедийного в «Безразличии» не больше, чем четко выраженной идеи. А единственный момент, вызывающий улыбку, -- разговор Петра со своим другом в темном подвале, судя по всему, символизирующем диссидентское подполье 60-х годов:
«-- Люди без еды могут прожить семь дней, -- говорит Петя.
-- А потом?
-- А потом я тебя съем.
-- Я горький.
-- А я Троцкий».
В итоге вышло многозначительное кино не для всех. В общем, таким же является и «Пина. Танец страсти» в 3D немца Вима Вендерса -- документальный мюзикл о выдающейся танцовщице Пине Бауш, одной из основоположниц современного танца. Она умерла уже после начала съемок фильма в 2009 году. Получившийся фильм -- своеобразный некролог от учеников любимому наставнику. Балеты «Кафе Мюллер», «Весна священная», «Kontakthof», «Vollmond» они исполнили в воде и на песке, в городе и на поле, связанными с закрытыми глазами, плача и смеясь, а потом, спокойно сидя перед камерой, рассказывали о работе с Пиной. Когда она умерла, они станцевали для нее последний танец, выплескивая все эмоции, пережитые с ней.
Что касается формата 3D, то в «Танце страсти» он наконец используется по назначению. Выразительные фигуры и движения, как представляется, потеряли бы в плоскости огромную долю экспрессии и жизненной силы, которая передается с обычной сцены. Театрализованное выступление вдруг становится реальным. Вим Вендерс усилил эффект, посадив на нижний край экрана зрительские головы.
«Жизнь за один день» -- совместный продюсерский проект режиссера Ридли Скотта и видеохостинга YouTube. Он -- попытка создания первого в мире глобального фильма, когда материалы для него предоставляют пользователи Интернета. Больше года назад всем желающим было предложено загрузить на YouTube лично ими снятые ролики об одном дне из их жизни. Но с условием: к отбору были допущены материалы, записанные только 24 июля 2010 года. Самые интересные смонтировали в единый фильм. В итоге получился откровенный рассказ о жизни людей в один из дней на планете Земля. Одновременно веселый, грустный, трагичный и оптимистичный, «Жизнь за один день» показывает зрителям их самих в самых интересных моментах: во время родов, первого бритья, пробуждения, засыпания, в драках, погромах и даже в смерти. Оказывается, что жизнь людей из разных стран имеет много общего.
Другой не особенно завязанный на сюжете фильм -- «Спящая красавица» -- кинодебют австралийской писательницы Джулии Ли. Симпатичная студентка Люси трудится на нескольких работах, чтобы оплатить лечение больного раком друга. Денег крайне не хватает, и Люси решает позвонить по объявлению в студенческой газете. В результате она устраивается в элитный бордель, где за немаленький гонорар подает престарелым гражданам ужин в одном нижнем белье. А через некоторое время даже поднимается по карьерной лестнице: приняв сильное снотворное, превращается в спящую красавицу на целую ночь. Как прекрасная кукла она спит, а те самые старики воплощают, как могут, свои фантазии, но с одним условиям: без совокупления. На протяжении картины так и не удается понять, кем приходится Люси больной парень, где ее мать, кто тот человек, которому она предлагает жениться на себе и зачем она ведет столь распутный образ жизни. Момент истины-исповеди ожидается на протяжении всего фильма, но его нет, будто в туманном сне или наркотическом дурмане, когда непонятны причины и даже следствия поступков. А от картины в целом остается странное послевкусие недосказанности и нервозности.