Отбора детей не существовало -- принимали всех, кого не пожелали видеть в соседних учебных заведениях. Как следствие -- участковый и работник детской комнаты милиции прописались в дальнем углу учительской. Процветало воровство: один ученик вытащил зарплату у педагога, другой на улице вырвал у бабушки сумку с пенсией, а как-то подростки ночью залезли в школу и, ничего не найдя, стянули ведро начищенной рыбы -- из любви к искусству. Я уже не говорю про мелкие шалости типа драк и матерщины. Мне казалось, что общество затыкает мною дверь класса, чтобы хоть с восьми утра до часу дня в округе все было спокойно.
Но однажды, поднявшись на четвертый этаж, я услышала песню Визбора. "Милая моя, солнышко лесное", -- пели мальчишеские голоса под гитару. Вот уж чего не ожидала. Заглянула в щелку -- пели самые что ни на есть хулиганы. А рядом -- девчонка с веселыми круглыми глазами. Учительница Ольга Дворядкина.
Она с красным дипломом окончила дирижерско-хоровое отделение академии искусств, прекрасно играет на фортепиано и гитаре -- и работала в школе на окраине, куда зимой без приключений не доедешь. Преподает с 18 лет -- из любви к детям. Во время учебы в вузе ради них ходила на лекции с другими группами, досрочно сдавала экзамены. Потом за нищенскую зарплату, которую нам однажды даже втихую выплатили двумя ящиками водки, проводила свободное время с учениками. На Западе такого учителя озолотили бы. Но в России принято считать, что таланту деньги и почет не нужны.
-- Ольга, у тебя на уроках слышно, как муха летит. Как ты справляешься? -- спрашивала я, потому что у меня первое время народ ходил на ушах.
-- Детям нравится петь -- надо только своими ценными замечаниями не мешать им любить музыку, -- отвечала Дворядкина.
Музыка, по мнению Ольги, может творить чудеса. Одно из таких чудес я видела сама. Учился у нас Стасик Десятников -- заикался так, что слова вымолвить не мог. Педагоги немедленно отправили его на последнюю парту и опрашивали парня только письменно. Так и просидел бы он молча всю жизнь, если бы не Ольга. У мальчишки оказались абсолютный слух, прекрасный голос и золотые руки -- за три месяца он научился играть на гитаре, запел, совершенно не заикаясь, а потом за время учебы последовательно получал все мыслимые и немыслимые награды на городских конкурсах. Ольга в короткие сроки подготовила его к поступлению в музучилище -- при том, что парень не учился в музыкалке ни дня. Поначалу Ольге звонили из музучилища ее бывшие наставники: "Кого ты к нам прислала, он же еле говорит!". "Вы лучше слушайте, как он поет и играет", -- отвечала Ольга. Прослушав Стаса, все потом долго удивлялись ее преподавательскому мастерству.
Ольга считает, что за три месяца можно научить играть на гитаре практически любого -- правда, при условии добросовестного выполнения указаний маэстро. Сама она играет с 13 лет: влюбилась в песни Высоцкого и выцыганила на день рождения гитару. Ольга по своей авторской методике воспитала около 200 гитаристов разного возраста. У нее есть любимая ученица, которая научилась играть в 54 года и теперь великолепным меццо-сопрано исполняет романсы под собственный аккомпанемент. "Вы победили мои ограниченные музыкальные возможности, -- восторгается женщина. -- Как жаль, что я не встретила вас в юности". А уж сколько подростков и малышей научила -- не перечесть. Метод Ольги основан на освоении разноплановой техники правой руки (выучивается 16 видов боев, шесть видов арпеджио) и на умении подбирать песни, слышать гармоническую последовательность. Заниматься нужно каждый день -- три подхода к гитаре по 20 минут, иначе пальцы будут болеть нестерпимо. Два раза в неделю -- присутственные дни, занятия с педагогом, иначе ученики, не обладающие выдающимися способностями, могут выучить все с точностью до наоборот.
Наше государство способно выкурить из школы даже тех, кто бескорыстно и беззаветно служил ей долгие годы. Недавно Ольга ушла из учебного заведения, где проработала более 20 лет. Когда не было семьи, Ольга мирилась с трудностями, теперь такую роскошь позволить себе не может. На унижающую человеческое достоинство зарплату нельзя прокормить двоих детей, да и времени на близких совсем не остается. Работа нашлась рядом с домом -- в хоровой студии "Тоника". Здесь Ольга руководит младшим детским хором и гитарной школой "Серебряные струны". "Я отдыхаю душой, занимаясь с детьми пением. Здесь воспитываются ответственность, взаимовыручка, внимание. Слышали о таком понятии -- цепное дыхание? Пока один делает вдох, другой тянет звук, чтобы мелодия не прерывалась, -- иногда, чтобы поддержать того, кто рядом, пересиливаешь себя. Редкое по нынешним временам качество".