Известность приходит к людям неспешно, десятилетиями складывается по крупицам из высоких оценок общественных заслуг в одних случаях и всем очевидных достижений -- в других. Корни известности легко обнаруживаются либо в признательности окружающих, либо в признании профессионального сообщества. Ученые степени, звания и награды есть, по сути, лишь принятая в цивилизованном обществе форма констатации достижений в своеобразной табели о рангах. Но истинный критерий значимости человека -- личность.
В книгу «Воронежцы. Известные люди в истории края» вошли наши ученые, промышленники, руководители учреждений и ведомств, деятели культуры и здравоохранения, летописцы истории Воронежского края и его воинской славы -- кто сохраняет наше культурное наследие, кто создает его сегодняшний пласт в литературе и театре, в зодчестве и в кино, на сценических площадках и в картинных галереях.
Мы прежде всего отдаем дань уважения тем, кто был у истоков, способствовал становлению и развитию города много веков назад. Без доблестного воеводы Сабурова, первого губернатора Апраксина и всемогущего Петра I никак нельзя было представить книгу юбилейного года. Воеводе Семену Сабурову воронежцы должны быть признательны за разумный выбор конкретного, «угожего городу» места закладки первого бревна на бескрайних просторах Дикого поля и за оперативное воплощение в жизнь судьбоносного государева решения «…на Дону на Воронеже… ставить крепость».
Воронеж может гордиться основателем -- человеком с безупречной репутацией и недюжинным талантом решателя государственных задач в экстремальных климатических и территориальных условиях XVI века. Исторически задуманное предназначение города-защитника на юго-восточных рубежах государства Воронеж воплотил в реальность. И позднее с честью оправдал четырьмя веками служения Отечеству. Спустя сто с лишним лет Петр I волевым решением амбициозной молодости задал невиданный ранее, но той, петровской, эпохе присущий динамизм развитию нашего региона. И попутному прогрессивному и в высшей степени результативному процессу становления Воронежа, которое придало известность не только местным пушкарям и кораблестроителям, но и городу в целом в тот важный для страны период.
Первый обер-комендант -- генерал-губернатор Федор Апраксин, руководствуясь предначертанной Петром I концепцией, ориентировал вектор развития, создал флотскую инфраструктуру, начал, наученный разорительными пожарами, возведение каменных домов (царю и себе -- только среди прочих), построил железный завод, основал Адмиралтейскую школу и, сочтя свою миссию выполненной, отправился громить шведов.
Время не стоит на месте. А воронежская земля не оскудевает людьми неординарными. Поэтому, завершив работу над книгой, мы начинаем формировать следующий том. В нем будут представлены не только случайно (или от недостатка времени, места) забытые имена, но и новые герои. Список открыт. Адрес издательства известен.