Воронежцев предупредили о фейке про повышение пенсионного возраста

Здание 18 века отремонтируют по заказу воронежского онкоцентра
 

Глава СК РФ потребовал от полиции передать дело о погибших в ДТП воронежских подростках

В Борисоглебске парня оштрафовали на 50 тыс. рублей за танцы под песню Сердючки

Воронежцев на рабочей неделе ждут дожди и мокрый снег

Гороскоп на 17 ноября: день противоречий

Пять БПЛА сбили над четырьмя районами Воронежской области в ночь на 17 ноября

Название для нового индустриального парка предлагают выбрать воронежцам

Воронежцы смогут понаблюдать зрелищный звездопад Леониды

Турбаза, которую хотели продать под жилое строительство, подешевела до 509 млн рублей под Воронежем
 

Воронежский «Факел» спустя полвека впервые победил в Саратове

Воронежцы скупили билеты в Сочи и Минеральные воды на Новый год

Домовые чаты Воронежской области массово переходят в мессенджер MAX

 

Более 200 дронов закупят для Воронежского технического университета

Бизнесмена Богомазова из-за болезни не смогли доставить в воронежский суд на оглашение приговора

Беспилотники ВСУ атаковали три города Воронежской области
 

О фейках про «новый смертельно опасный вирус» рассказали воронежцам

В Воронежской области установили прожиточный минимум на 2026 год

400 миллионов, выделенных на строительство ливнёвок в Воронеже, утекли в неизвестность
 

Увеличат зарплаты по перерасчету с 1 июля педагогам и работникам муниципальных детсадов в Воронеже

Сегодня не стоит браться за ответственные дела. Да, есть шанс прослыть лентяем, но иначе все серьезные начинания обернутся крахом

Медианная зарплата превысила 72 тысячи в Воронежской области

Овощи подорожали, но подешевела водка в Воронежской области

Совфед одобрил кандидатуру Валерия Войнова на пост прокурора Воронежской области: что о нём известно

На 150 млн подешевела акваферма по разведению раков под Воронежем

В Воронежской области не допустили в продажу более 2 тысяч тонн опасного мяса и субпродуктов

 

Самая короткая за два десятилетия рабочая зима ждет воронежцев

Сегодня лучше обойтись без сложных стратегий, выбирайте самый простой вариант, тогда вам улыбнется удача

Суд оставил в СИЗО подростка, убившего мать и взорвавшего квартиру в Нововоронеже

Подпольный цех по незаконному производству сигарет накрыли в Воронежской области

Губерния

Досмеяться до небес (В «Аксиоме» теперь можно не только купить еду, но и похохотать)

В Воронеже открылся музей визуального юмора «Веселая лестница», придуманный художником-карикатуристом, постоянным автором «ВК» Иваном Анчуковым. Он появился на мраморной боковой лестнице торгового центра «Аксиома». Корреспондент «ВК», помня из интервью Анчукова, что над карикатурами обхохатывается только тот, кто в юморе ничего не понимает, честно пыталась ни разу не засмеяться.

«Искусству дорогу», -- издалека увидели мы табличку слева от центрального входа в «Аксиому» и пошли к ней. Буквально -- на свет. Иван Алексеевич обнаружился на лестнице между третьим и четвертым этажами -- он держал картину. «Последний штрих», -- сказал автор идеи музея юмора, цепляя работу на гвоздь.



Вверх, к магазину «М-видео», вели еще 16 ступенек, и на 15-ти синие буквы складывались в афоризмы Аркадия Давидовича. «Дым Отечества -- смог», -- один шаг. «Локти-крылья в толпе», -- второй. «Все бабы дуры, а мамы умнее», -- еще шажок. На нас смотрел -- сверху вниз, с огромной фотографии -- веселый Давидович под зонтиком. Масштаб снимка один к одному. Как живой. Вообще-то он жив, но в новом музее пока не был. «Если соблюдать все трауры -- сопьешься», -- по инерции шагнула я на очередную ступеньку. Потом оглянулась. «Объект под наблюдением», -- сообщила табличка. Опять посмотрела вверх. «Велика Россия, а беспредел больше», -- припечатала меня последняя ступенька. Да уж, обхохочешься не то слово.

«Пройдитесь по музею, -- буркнул Анчуков. -- Получите свои впечатления, а то я расскажу, слова исказят смысл, и мы не поймем друг друга». Но никуда не ушел, а раскинул руки и улыбнулся: широкая лестница залита солнцем, да тут жить можно! Собственно, Анчуков вскоре сюда и переедет, поставит рабочий стол на четвертом этаже, будет в кафе собирать детвору и учить ее искусству карикатуры.

С боковой стены на меня глядели нарисованные художником Николаем Провоторовым шаржи: ой, Сергея Колиуха, ой, Владимира Ключникова и, ой, губернатора Алексея Гордеева. Да еще и стишки под шаржами. Я испуганно отвернулась и уткнулась носом в ряд карикатур клуба «Шедевр». «Возле фамилий авторов нет названий города, так как за минувшие 20 лет многие из них сменили города и даже страны, а некоторых, к сожалению, вовсе нет рядом с нами», -- висела там табличка.

«А вот юмористические коллажи, -- Анчуков все-таки говорил, не боясь искажения смысла. -- Клуб карикатуристов «Шедевр» в 90-х годах провел несколько конкурсов коллажей. Тогда не было компьютеров, а как интересно сделаны работы с помощью ножниц и клея». Я хотела бы описать вам коллажи, но не буду и пытаться: описывать их -- все равно что передать по скайпу вкус лазаньи по-веронски. Мы ходили то вверх, то вниз, и я подумала, что музей юмора на проходной лестнице –- гениальное решение. Здесь нет дверей, ты вроде бы специально и не заходишь никуда, а выйдешь -- сразу и не заметишь. Визит ни к чему не обязывает, билет покупать не надо. Даже экспонаты не в одной плоскости, а как бы между верхом и низом: нет начала и конца, с любого этажа заходи –- не прогадаешь. Вроде бы юмор, когда идешь за покупками, особо не нужен, но он и не мешает.

На стенах -- не только цветные картины с карикатурами от Анчукова, которые или уже не помещаются в его кабинете, или не прижились дома (например, «Кактус с душой ромашки» когда-то пугал его маленькую дочь, а теперь страшит младшего сына). В музее юмора есть и черные полотна. Девять «Черных квадратов Ивана Анчукова» в рамке, с философскими «Солнце, негатив», «Уходя, гасите свет». И -- больше числом, но меньше размером -- «Черные квадраты Аведика Запросяна»: «В гостях у крота», «Лицом в икру», «Джордано Бруно. Конец пути», «Звезда упала». Под одним квадратиком нет названия. Здесь повесят ящик, и каждый сможет придумать свое название, какое захочет. Я, например, добавила бы в общую копилку название черному квадратику: «Не в бровь, а в глаз» -- да, жаль ящичка нет. «Важно совместное творчество, -- продолжает Анчуков. -- Таким образом можно находить творческих людей, устраивать пятничные посиделки, придумывать стрипы, комиксы из четырех рисунков. Можно делать стрипы для американских газет и журналов: если заключить договор на год, то 500 изданий ежедневно будут публиковать наши комиксы. Даже по одному доллару в день -- уже пятьсот».

Появятся в экспозиции майки с рисунками Юрия Зиброва, легендарного художника «Воронежского курьера». «Пока незаметно, что в музее чего-то не хватает, -- говорит Анчуков, окидывая хозяйским взором владения. -- Юрий Зибров создал серию иллюстраций английских пословиц. Три рисунка я перевел на майки, они будут вывешены в музее, а остальные иллюстрации выставим как картинки. В музее появится лавка персонифицированных сувениров, где можно заказать себе и майку, и шарж, и даже стать автором книги. Я отпечатал, но не переплел два сборника анекдотов -- про рыбалку, охоту и о футболе. Добавив ваше фото и изменив титульный лист с выходными данными, можно получить, например, ваш именной сборник анекдотов. В будущем появится интернет-магазин музея».

Полгода назад Иван Анчуков стал пенсионером: четыре пенсии он уже вложил в обустройство музея. Одна пенсия целиком потрачена на картину «Шахматная доска». В ней все клетки заняты, в каждой -- сюжет. Вот пешка приоткрыла свои одеяния, а она-то -- замаскированный ферзь. Две пешки накинули попону и изображают ход конем. А младшую фигуру и не возьмешь рукой, у нее голова в шипах. «Могу подавать заявку в Книгу Гиннесса: на шахматную тематику никто не рисовал больше, чем я», -- добавил мастер. Кстати, собирая старые рисунки в картину «Шахматная доска», он понял, что получается чепуха, и перерисовал все в едином стиле.

Оказывается, может быть не настенный календарь, а «Календурь», который придумал Константин Мелихан и нарисовал Александр Зудин. Пьянварь, фигвраль, кошмарт, сопрель, сымай, теплюнь и еще шесть странных месяцев. Хочется не только рассматривать, а даже читать, там мало слов -- удобно пользоваться, например, в демократичном офисе. И рядом -- календурь дубль два, придуманный воронежскими карикатуристами. «Важно показать прикладные возможности юмора», -- сказал Анчуков и вдруг стукнул по стене кулаком, словно муху убил. Оказалось, просто придавил отклеивающийся лист с рекламой для ликеро-водочного завода, советским антиалкогольным плакатом в новом прочтении: «Нет! -- отводит рукой нарисованный вроде бы трезвенник рюмку. -- Воронежскую давай!». Справа крепко держится на стене плакатик рекламы местного пломбира: «Воронежское мороженое владеет всеми языками мира». Где-то тут будут еще и автомат: бросишь монетку –- послушаешь анекдот; и металлическая бочка-копилка для сбора средств на перенос памятника Котенку с улицы Лизюкова; и лавка с мягкими игрушками, сшитыми тещей Анчукова; и с книгами от самого Ивана Алексеевича. «Их у меня много», -- усмехнулся мастер.

Здесь пока почти нет зрителей: лестница боковая, а посетители предпочитают передвигаться на эскалаторах. Но, как известно, искусство умеет проторить дорогу даже там, где и тропки не было. А здесь -- только иди и смотри: визуальному юмору даны 96 ступенек, три площадки в пролетах, десять стен. Всего 20 минут в музее, и уже кажется, что городские улицы -- его продолжение. Только спустишься по «Веселой лестнице», выйдешь из торгового центра и нате -- баннер с рекламой напротив остановки. «Раздаем наличные деньги», -- написано там. Смешно же.

Елена РУЗАНОВА
Печатную версию материала читайте в газете