На воронежскую кафедру 39-летний епископ Тихон (Соколов) вступил 3 февраля 1763 года. Епархия оказалась непростой: обширная территория, разношерстное население, крайняя скудость, развалившийся архиерейский дом, ветхий кафедральный собор с разбитыми колоколами. Всего здесь он провел четыре года и семь месяцев, но не было ни одной стороны духовной жизни, к которой бы преосвященный не проявил внимания.
Святитель Тихон старался искоренить непорядки во вверенной ему епархии. Например, в 1764 году поручил присутствующему Елецкого духовного правления Михаилу Успенскому досмотреть "неисправности" церквей Ельца и прислать ему их опись. В итоге один их священников был наказан "за небрежение": у него в церкви в ковчеге для Святых Даров нашли мусор. Неряха был послан на работы в Задонский монастырь на два месяца. Остальным за подобные нарушения преосвященный впредь грозил штрафом. Предусмотрены были и крайние меры, вплоть до лишения чина священника.
В целях борьбы с пьянством предписывалось, чтобы духовные лица не ходили в питейные дома под угрозой штрафа: со священника -- два рубля, с дьякона -- рубль, с причетника -- полтину. Во второй раз штраф назначался вдвое больше, в третий -- втрое, в четвертый необходимо было донести архиерею. Монахов за пьянство предписывалось сажать в кельи на трое суток и давать умеренную порцию хлеба и сколько потребуется кваса и воды. За два дня пребывания в пьянстве полагалось содержать неделю, а за три дня -- полторы.
Особое внимание обратил Тихон на брачные дела, в которых духовенство часто "погрешало" -- по незнанию или неосмотрительности. Свободно венчались женатые и замужние, малолетние, совершались четвертые браки. Святитель разослал по всем приходам инструкцию о совершении браков, за нарушение которой священник мог лишиться сана. Иногда он был вынужден прибегать и к карательным мерам. Узнав, что пастырские увещания на некоторых не действуют, Тихон приказал с неблагочинно стоящих в церкви брать по рублю с человека на церковные потребности, для чего во всех церквах на видном месте следовало выставить железные ящики на цепях.
Святителю стало известно, что невежественная паства религиозные праздники, в которые надлежало "в посте и слезах" пребывать, проводила в "разных сумасбродствах", "шутовствах и скверных песнях и прочих невоздержанностях" -- в питейных домах напивалась, пела "неподобные песни", делала "шум, свары и другие безобразия". Тогда он обязал городское духовенство объяснить прихожанам, как их следует проводить. Дьячки и пономари при свидетелях должны были записывать нарушителей поименно, а списки ослушников "без всякого пристрастия" представлять в Воронежскую духовную консисторию. Также епископ потребовал в воскресные и праздничные дни до окончания церковной службы и крестного хождения запретить в питейных домах торговлю.
При святителе Тихоне предпринимались самые разнообразные меры, направленные на борьбу с расколом. Указом от 1764 года он разрешил производить в священство только детей священников, выбирая честных и достойных. После обнаружения раскола в Войске Донском Тихон предписал Консистории учредить особую следственную комиссию.
Однако самой главной заслугой святителя, которая прославила его имя в истории, стала проповедь как словесная, так и облеченная в письменную форму. Святитель разъяснял заповеди и обличал пороки, особенно распространенные среди его паствы.
Талант проповедника со всей полнотой иллюстрирует описание одного случая. В Воронеже существовал древний обычай праздновать неделю идолу Яриле. Празднество обычно заканчивалось всеобщим пьянством, руганью, кулачными боями, а иногда смертоубийством. Однажды епископ вышел к бесчинствующему народу, приказал разорить шалаши, устроенные для игр и торжища, и затем произнес "обличительное слово". Неожиданное его появление отрезвило толпу, многие вняли просьбе, и толпа "чинно разошлась по домам". В воскресенье святитель назначил всенародное собрание в кафедральном соборе и произнес там второе слово против виденного им "безобразного языческого празднества". Он говорил: "Видел я иных бесчувственно пьяных, иных раненых, иных окровавленных усмотрел; приметил и плясание жен пьяных со скверными песнями... И кто же празднует так? Христиане!... Праздник сей есть праздник бесовский и точно смердит идолобесием...". Священникам он напомнил, что они "поставлены на страже дома Божия" и ответственны за "погибель христианских душ". Отцов семейств и старейших граждан Воронежа он просил удерживать своих детей от участия "в бесовских требищах", а светские власти -- пресекать "безчиние и соблазны". Во время проповеди все в церкви рыдали, а после приходили к нему в загородный дом каяться.
Кроме словесной проповеди святитель Тихон написал целый ряд книг. Во всех своих творениях он выступал как наставник христианской жизни. В период пребывания на воронежской кафедре святитель написал (в 1764 году) и издал (в 1767-м) собрание нравоучений для простого народа "Плоть и дух". Произведение представляет собой выдержки из Святого Писания и некоторых других источников. В конце книги приводится "Краткое увещание, како подобает в храмы святые входить на славословие Божие", где святитель рекомендует в церкви "по сторонам не озираться", от смеха и разговоров "крайне беречься", что других соблазняет и "велми раздражает". В "кратком увещании, что всякому христианину от младенства до смерти всегда в памяти содержать должно" он перечисляет "дела злые и Богу весьма ненавистные", а именно: злослужение, чародеяния, волхвования, высокоумие, памятозлобие, "обядение", "пианство", блуд и "всякие нечистоты", "буесловие", песни скверные и все, "что непротивится здравому разуму служить сатане кто в сих и сим подобных делам волю его злую исполняет".
Труды на воронежской кафедре ослабили и без того некрепкое здоровье святителя. Из его писем к схимонаху Задонского монастыря Митрофану, к которому святитель относился с особой теплотой, мы узнаем о болезненном состоянии преосвященного. Например, он сообщал Митрофану, что живет в Троицком и просит его приехать повидаться, "понеже крайне слаб". В 1767 году святитель Тихон написал очередное прошение на покой, в котором говорил, что "епископский омофор непосильно тяжел" для него. Его просьбу исполнили. В 1768-м Тихон уведомлял того же Митрофана о своем поселении в Толшевском монастыре, веля ему продать свою перину, а вырученные деньги раздать бедным. Выбор святителем места жительства оказался неудачным. Окруженная болотами местность была сырой, а строптивость настоятеля укрепила мысль о переезде.
Задонский монастырь стал последним приютом "златословесного" учителя. Здесь святитель чувствовал себя лучше, хотя по-прежнему "изнемогал телом". Желая поддержать святителя, воронежский епископ Тихон III посылал ему в монастырь ободряющие письма, деньги, варенья ("баночку с малиною, в сахаре варенною"), лекарства и прочее ("александрийский лист и чернослив"). В монастыре святитель Тихон вел аскетический образ жизни: скудная трапеза, простая одежда (при переезде в Задонский монастырь он продал все), убогая келейная обстановка (спал на ковре, укрывался шубой). Святитель любил копать грядки в саду, косить траву и прогулки вдоль Дона.
За время пребывания в Задонском монастыре святитель Тихон написал лучшие труды -- в частности, "О истинном христианстве". Шеститомное сочинение 1770 -- 1771 годов содержит "учение о истинной вере, о святом житии, о спасительном покаянии, о сердечном умилении, о болезновании грехов". Святитель суммирует все свои моральные познания. Обличает человеческие пороки: гордость, зависть, гнев, злобу, лукавство, праздность, честолюбие, пьянство. Говорит об обиде убогих и призывает удаляться от пиршеств и "злых компаний". Затрагивает Тихон вопрос о нищенстве. Он считал способных к работе бедняков тунеядцами, которые "сами виноваты в своем нищенстве".
В Задонске Тихон написал также "Письма к приятелям" и "Письма келейные" (1772 -- 1775). Они содержат наставления и поучения по частным случаям. В "Письмах келейных", содержащих 123 письма, святитель пишет об истине, святости, покаянии, терпении. Предназначались ли они конкретным лица, неизвестно. Но скорее нет, так как представляют собой "цельное произведение для общего употребления с назидательной целью". "Письма к приятелям", напротив, адресованы конкретным лицам. Одному святитель дает ответ, другому -- совет, третьему -- утешение, четвертому -- наставление.
В своих трудах о воспитании он писал, что "всякая наука и художество без христианского жития ничтоже есть". Епископ придавал огромное значение воспитанию, говоря, что от него, как от семян плоды, зависит все последующее житие. Родителей, пренебрегающих христианским воспитанием детей, он приравнивал к детоубийцам, поскольку и те и другие разлучают тело с душой. Детей, по мнению святителя, необходимо воспитывать "в страхе Божии". Не следовало быть ни слишком мягким, ни слишком строгим, поскольку излишняя любовь развращает, а чрезмерная суровость вводит в уныние. Истинная родительская любовь -- та, которая своевольство детей смиряет наказанием. Среди всех педагогических средств главным святитель Тихон считал личный пример.
За три года до смерти он практически не выходил из кельи и почти никого не принимал, кроме самых близких духовных особ. Умер святитель 13 августа на 59-м году жизни. При погребении 20 числа было зачитано духовное завещание святителя. Логически его можно разбить на три части. В первой святитель отдает хвалу Богу: "Слава Богу, яко меня создал по образу своему и по подобию. Слава Богу, яко меня падшего искупил". Во второй части Тихон дает список своих трудов, предваряемый заголовком: "Сочинения моя, в которых я по силе и возможности своей будучи во уединении, трудился оставил по себе". Наконец, в третьей части святитель дает перечень оставшихся вещей, резюмируя: "Вся сия продать и деньги бедным отдать", латинские книги он завещал воронежской библиотеке.
Похоронили святителя Тихона под алтарем главного собора Задонского монастыря. В 1919 году раку с его мощами вскрыли. Но до 1932-го гробница оставалась в монастыре сначала под опекой монахов, а затем обновленцев, захвативших монастырь. С 1932-м мощи кочевали из Елецкого антирелигиозного музея в Орловский краеведческий музей, потом были выставлены в Орловском кафедральном соборе, затем снова оказались в запасниках музея. Лишь в 1988-м мощи передали Орловской епархии, и до 1991-го они находились в Орловском кафедральном соборе, после чего старанием митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия их возвратили в Задонский монастырь.
Печатную версию материала читайте в газете