"Был подполковник Высоцкий стройным, красивым, душевным человеком, -- вспоминает Паршин. -- Прошел всю войну. Солдатам разрешал называть себя дядя Сеня. Воспитательные беседы, как правило, с нами проводил в курилке. Однажды я у него спросил, почему часто так бывает, что провинившееся партийное начальство не наказывают, а просто переводят на другое место да еще и с повышением? Дядя Сеня закурил и тихо ответил: "Сынок, знай, кому такие вопросы задавать. Россия ведь большая, кедра в стране много".
Как-то на несколько дней к подполковнику Высоцкому приезжал погостить сын-студент, Володя. Обычный юноша. Серый пиджак. Модные брюки-дудочки. Часто приходил в курилку. Его привлекали сигареты "Погарские", которые выдавались солдатам. "Термоядерные были, -- улыбается дядя Вася. -- Сыну подполковника пришлись по душе..." Он и сам не раз угощал ими Володю. Курили, разговаривали. Высоцкий рассказывал, что отец с матерью вместе не живут, у отца другая семья, что он с отцом и мачехой несколько лет жил в Германии. Дядя Вася помнит, что он спросил Высоцкого, служил ли тот в Вооруженных силах. Володя ответил, что нет -- по состоянию здоровья. Раза два он приходил в курилку с гитарой, пел песни. Солдаты удивлялись: голос хриплый, а слушать интересно.
Когда в начале 70-х годов Паршин услышал по радио выступление Владимира Высоцкого, то сначала никак не связал знаменитого на всю страну барда и актера со своим соседом по армейской курилке. И лишь когда увидел артиста по телевизору, понял, что он и есть тот самый сын подполковника Володя.
Семен Высоцкий после войны действительно разошелся с матерью поэта, переводчиком с немецкого языка Ниной Максимовной, и женился на армянке Евгении Лихолатовой, которую сам Высоцкий называл "мама Женя". Через некоторое время после развода родителей, в 1947 году, Владимир переехал жить к отцу и его второй жене. В 1947 -- 1949 годах они проживали в Эберсвальде (Германия), по месту службы отца, где юный Володя научился играть на фортепиано. Здесь же он жадно впитывал рассказы офицеров о войне. Отец Владимира Высоцкого вышел в отставку в 1971 году в звании гвардии полковника. Умер в 1997-м.
Вот такая встреча была у Василия Паршина с известным (тогда еще правда совсем неизвестным) артистом. Ему в армии вообще везло на знаменитых людей. В их часть приезжал маршал Советского Союза дважды Герой Советского Союза Иван Баграмян. Дядя Вася присутствовал на встрече с ним и даже задал прославленному маршалу несколько вопросов. А с другим видным военачальником генерал-полковником, дважды Героем Советского Союза Давидом Драгунским и вовсе удалось душевно побеседовать, дежуря на проходной. Впрочем, Паршин и сам человек интересный. Было время, писал стихи. Всю жизнь проработал в сельском хозяйстве. Трудился трактористом, скотником, чабаном, бригадиром. Для родного совхоза изобрел несколько приспособлений, облегчающих труд.
Дядя Вася никогда не боялся говорить правду людям, которые незаслуженно считают себя выше других. Прислали как-то в их село убирать свеклу студентов-музыкантов. Он увидел, что не только студенты, но и преподаватель втаптывают с трудом выращенную свеклу в землю. Подошел к ним: "Что ж вы делаете? Вы ж будущий сахар уничтожаете". Преподаватель ему в ответ заявил: "А нам в город и так сахар привезут, в городе весь цвет общества". "...И гнилая интеллигенция", -- добавил дядя Вася. На что "цвет общества" побежал жаловаться к директору. А крестьянин пошел домой, по пути вспоминая другого студента-музыканта и дивясь тому, как точно говорят в народе: чем человек талантливее и умнее, тем он проще. А громко гремит, говорит дядя Вася, только пустая посуда.
Новохоперский район.
Печатную версию материала читайте в газете