— У открытого нейтралитета Казахстана: есть две причины. Первая — восточная мудрость. Когда два брата дерутся, третьему лицу лучше не влезать. Вторая — материальная. Казахстан — маленькая страна. Мы в 10 раз отстаем от РФ по уровню, экономики, ВВП и промышленности. У нас нет бесконечных ресурсов.А вторичных санкций и давления наша экономическая система не выдержит. Если Казахстан отключат от SWIFT — это будет локальной катастрофой, — объясняет казахский блогер, активист, общественный деятель Альжан Исмагулов.
— Дедолларизация неизбежна. Роль доллара будет ослабевать.
— Информация об СВО идет из неофициальных источников. СМИ стараются избегать этой темы, не раскрывают ее. Например, про освобожденные от неонацистов города не говорят. Действуют по западным «методичкам». В нашей стране несколько тысяч НКО, которых содержит Запад, есть и СМИ «на балансе». Чем они занимаются? Например, недавно создали кампанию по отмене концертов Ирины Дубцовой и Григория Лепса.
В отношении Казахстана Запад тоже применяет свой излюбленный метод «кнута и пряника».
— За прошлый год параллельный импорт и товарооборот между Россией и Казахстаном составил 26 млрд долларов. Запад за 25 млн долларов предлагает отказаться от торговых отношений с РФ. Запугивает санкциями, — говорит Исмагулов.
Под давлением Запада власти страны успели совершить ряд нелогичных действий, которые в первую очередь, неэффективны для самого Казахстана. Так, в период 1991 по 2022 гг. в странах Центральной Азии проводилась активная политика вытеснения русского языка:
— Специалисты покинули страну и мы столкнулись с тем, что научной и технической информации на казахском нет. А переводами они не занимаются. Деньги от государства на изучение казахского языка (более 800 млн тенге) ушли «в трубу». Пытался записать дочку в школу с русским языком — мест в русских классах нет. Высокий спрос! Необолваненное западной пропагандой население выбирает русский язык для повышения своего образования. Но увеличить количество русских классов не дают. Это мне сообщил директор школы, — рассказывает блогер.
Плюрализма мнений не наблюдается. В Казахстане много ставленников фондов Сороса, на чьи деньги создавались аналитические центры. Но альтернативы им пока нет.
— Я не знаю в публичном поле политологов, которые бы положительно относились к России. Но я знаю, что большинство поддерживает Россию. Я приехал рассказать о позиции глубинного Казахстана, чей голос не доходит до СМИ, — объясняет Альжан Исмагулов.
— Я вырос в СССР. Союз дал мне хорошее образование, бесплатную медицину. И до сих пор, в ряде вопросов, мы «выезжаем» благодаря фундаменту, заложенному в то время. Поэтому меня возмутили недостоверные факты, — рассказал Исмагулов 36ON.
За свою деятельность он получал ряд угроз. У местных националистов есть отряды штурмового воздействия:
— По запросам они находят тех, кто поддерживает Россию, избивают и заставляют извиняться на камеру. Ко мне так приезжали дважды, но дома не застали. Я подал заявление в полицию и прокуратуру — понадобилось целых 3.5 года для привлечения к уголовной ответственности за разжигание национальной розни. Часть угрожавших сбежала, часть сидит. Я считаю это весьма положительным опытом борьбы с неонацизмом в Казахстане.
По мнению Исмагулова в медиапространстве Казахстана преобладает прозападная точка зрения. И считает, что для его «расчищения» нужны определенные законодательные меры:
— Закона об иноагентах нет. А он необходим для расчищения медиапространства. Нет и закона о противодействии неонацизму.
Исмагулов делает ставку на взаимодействие с Россией. Ему есть, с чем сравнить и он очень бережно относится к межнациональным отношениям:
— Межнациональные отношениям — хрустальный домик, в котором нужно быть очень осторожными.
К чему же приведет многовекторная стратегия руководства Казахстана? Ведь, находясь постоянно «между струйками», можно и внезапно «поскользнуться».