– Одна из особенностей HEMA, – подмечает Анна, – то, что Историческое Европейское Фехтование – это боевое искусство, которое так или иначе выросло из прикладных систем, и когда мы сегодня берём в руки оружие, мы можем прикоснуться к культуре различных эпох, в особенности Средневековья и Ренессанса, понять, как жили и сражались люди того времени.
История появления исторического европейского фехтования в России
По словам Александра, традиция олимпийского спортивного фехтования в России давняя и богатая, а вот более или менее массовый интерес к владению историческими видами холодного оружия проснулся только в середине 1990-х годов. Тогда набирало массовость ролевое движение, проводились конвенты и фестивали, и на них люди с минимальным количеством защитного снаряжения пытались друг с другом соревноваться. Конечно, тогда это было еще очень далеко от того исторического европейского фехтования, которое мы видим сейчас, в первую очередь потому, что в нём не было, собственно, истории. Первопроходцам было не на что опереться, кроме как на личный опыт: «Я художник, я так вижу!». Это явление получило название «дуэльное фехтование».
И уже намного позже, в 2010-х годах, в Россию из Европы пришло движение HEMA. Его яркой особенностью было то, что в основе лежала не столько соревновательность, сколько историчность. Как оказалось, до нас дошло более 100 различных учебников, в которых описываются системы боя на самых различных видах оружия – от копий и кинжалов до огромных двуручных мечей, и через эти руководства можно составить очень подробное представление о том, как фехтовали в прошлом.
Наиболее знаковые были переведены на русский язык, и уже по ним исследователи стали на практике возрождать боевые системы, пытаться понять логику фехтования и его приемов.
Поначалу между дуэльным фехтованием, отталкивающимся от практики, и историческим, опирающимся на исторические источники, шла непримиримая идеологическая война, но теперь противоречия сходят на нет, оба течения вполне мирно сосуществуют, перенимая друг у друга лучшее и понемногу сливаясь в единое целое.
– А изменилось ли фехтование со временем?
– Да, очень изменилось. Сейчас фехтование – это по большей части спорт, раньше его назначение было более широким, – говорит Александр.
Со временем ушел элемент риска. Фехтование перестало быть необходимым навыком для защиты жизни, чести и достоинства. Сегодня это больше про хобби, исследовательский интерес и возможность реализоваться в спорте. Одни идут заниматься фехтованием для того, чтобы почувствовать азарт и драйв поединков, другим нравится эстетика движений с оружием, третьим – возможность реализовать потребность в конкуренции и завоевывать медали. К слову, изменилась и сама картина боя. Например, в Средние века было много техник, которые заканчивались борьбой, сейчас же этот элемент правилами обычно запрещается из соображений безопасности.
Фехтование – субкультура?
– Вообще субкультура – понятие очень стереотипное. Говоря о субкультурах, чаще всего мы имеем в виду одиноких людей, не сумевших найти себя, и объединяющихся вокруг той или иной формы протеста, противопоставления себя обществу, мейнстримовым идеям и ценностям. Само по себе существование субкультур – это не плохо, через этот этап, особенно в подростковом возрасте, проходят многие люди, но главное, что принадлежность к субкультуре – это маркер того, что человек бежит от реальности, – говорит Александр.
Фехтованием же просто невозможно заниматься, убегая от реальности. Для того чтобы научиться побеждать, нужно узнать себя, свои сильные и слабые стороны, принять их, научиться использовать. Фехтование – это отличная площадка для самореализации, а умение искусно владеть оружием – это признак, который отличает человека от «серой массы» намного сильнее, чем черная одежда или розовые волосы.
Так что именно субкультурой историческое фехтование не является. А вот большим сообществом по интересам – вполне.
– Какова философия фехтования?
– Отдельного философского пласта у фехтования нет. В отличие от восточных Боевых Искусств, в которых особую роль занимают духовные практики, для европейских мастеров фехтования особых вариантов просто не было – только религиозная составляющая. Авторы манускриптов часто упоминали о необходимости молиться и поститься, а также обращались с просьбами о помощи к святым – покровителям, – рассказывает Александр.
Современные исследователи HEMA в своей практической деятельности этот элемент обычно опускают.
«Травмы происходят не в бою»: травмоопасно ли фехтование?
– Фехтование не опаснее другого вида спорта, – с уверенностью говорит Анна, как опытный тренер. – Можно выделить следующие причины, из-за которых возможны травмы. Излишняя самоуверенность. Человек приходит на занятие с мыслью, что ничего сложного тут нет, он сейчас всех победит и сразу войдет в топ лучших бойцов. Но реальность оказывается совсем другой. Если ты после пары занятий побежал бить самого сильного ученика школы, то потом можно обнаружить, что даже качественное снаряжение не спасает от синяков и ушибов. Фехтование – не бездумное битье железом, физическая сила не обеспечивает решающего преимущества. Это совершенно другой мир со своими правилами и законами, и любому действию, даже, казалось бы, самому простому, здесь нужно вдумчиво обучаться, и не пороть горячку…
– Был случай, – рассказывает Александр, – когда парню несколько раз сказали, что не нужно спешить, нужно ставить контроль и технику удара, а он упрямо старался ударить манекен посильнее. Ну и после одного из ударов по манекену клинок отлетел ему прямо в лоб. К счастью, отделался лёгким испугом, но надолго запомнил, что умеренность и терпение – это добродетели.
– Недостаток опыта, – продолжает Анна. – Представим следующую ситуацию: приходит новичок. Как правило, это человек, который большую часть своего времени проводит перед компьютером, – он и талантливый, и силы есть, но овладеть своим телом у него сходу не получается. Просто нет двигательной культуры и опыта. Он сразу же начинает думать, что проблема в физической подготовке, и идет тягать железо. Из-за этого опорно-двигательный аппарат не выдерживает, и в ходе тренировки он получает травмы.
Чаще всего фехтовальщики получают травмы не в бою, и даже не в отработке с оружием, а от пренебрежения техникой упражнений или бесконтрольной нагрузки. Например, бежал, споткнулся, начал падать, выставил руку. Вот и перелом. После перерыва решил ворваться в тренировочный процесс «с ноги» – перенапрягся, ресурсов тела не хватило – вот и травма. Слишком старался побыстрее стать самым крутым – вот и «перетрен». Очень важно понимать, что организм к любым нагрузкам нужно готовить постепенно и грамотно. Соблюдать баланс между техническими тренировками, силовыми, восстановительными и коррекционными. Тогда здоровье будет в порядке, прогресс устойчивым, а спортивные результаты не заставят себя ждать.
«Баланс гибкости и силы»: про пользу фехтования
Фехтование – это очень комплексная и сбалансированная нагрузка на все тело.
Александр выделяет следующие плюсы этого вида спорта:
● фехтование тренирует все основные физические качества: ловкость, гибкость, выносливость, быстроту и силу;
● развивает и повышает координацию тела, тренирует нервную систему и выпрямляет осанку;
● дает возможность человеку лучше познакомиться с самим собой, со своими сильными и слабыми сторонами.
– Как правило, люди ходят в тренажерный зал, чтобы накачать себе большие красивые мышцы. Делают «день ног», «день рук» и т.д. Но изолированная работа с отдельными мышцами не даёт функционального развития тела и не учит двигаться легко, свободно и эффективно. Человек может жать от груди 100500 кг, но при этом с трудом подниматься на 2 этаж без одышки. Фехтование же развивает не отдельные мышцы, а все тело целиком, дает оптимальный баланс силовых и кардионагрузок, гибкости и силы, – добавляет Анна.
Кому противопоказано фехтование?
По мнению экспертов, фехтование противопоказано людям:
● со значительным лишним весом, так как идет сильная нагрузка на ноги. Если человек полный, высок риск, что пострадают колени и тазобедренные суставы. Но лишний вес – это не приговор. Можно похудеть и прийти учиться фехтованию;
● с серьезными заболеваниями сердечно-сосудистой системы;
● имеющим проблемы с давлением;
● с серьезными неврологическими нарушениями (особенно если есть черепно-мозговые травмы в анамнезе).
«Один за всех и все за одного!»: сильно ли отличается фехтование в жизни и в кино?
– Настоящее фехтование сильно отличается от того, что нам показывают в фильмах. В реальном поединке очень важны две составляющие: скрытие своих намерений и распознавание замыслов оппонента. Поэтому движения бойцов максимально выверенные и реактивные. Любое лишнее напряжение или движение тут же выдаёт намерения, – говорит Александр.
В фильмах же основной задачей является не отображение правдивого фехтовального поединка, а демонстрация противостояния характеров. Поэтому движения актёров широкие и размашистые, со зрелищными пируэтами и долгими «боевыми танцами».
Часто в фильмах фехтовальщики дерутся, потом зачем-то бросают или теряют оружие, переходят на ближний бой и т. д. В реальности поединок закончился бы очень быстро – за один-два удара, и зритель даже не смог бы ничего понять: настолько быстрое и незаметное было бы движение.
Рекомендация от Александра для тех, кто хочет посмотреть хорошие фильмы по фехтованию:
● «Роб Рой» (1995 года);
● «Дуэлянты» (1977 года);
● «Д`Артаньян и три мушкетера» (1979 года).
«Меч в 17 кг»: про стереотипы
– Есть стереотип, что фехтовальщики соревнуются только в белых костюмах, так ли это?
– Спортивные фехтовальщики действительно соревнуются в белых костюмах. Это стандарт для этого вида спорта. В Историческом Европейском фехтовании строго регламентированного цвета снаряжения нет, сложилось так, что большинство выступают в черной экипировке, так как это практично. Но выбор цвета и фасона остается за бойцом, – отмечает руководитель клуба.
– А какие еще есть стереотипы, которые связаны с фехтованием?
– Одним из самых распространенных стереотипов является вес меча. Некоторые люди думают, что он весит 17 кг. На самом деле, оружие относительно легкое: сабли и рапиры весят немногим больше килограмма, мечи, которыми работают двумя руками, – полтора-два, – добавляет Анна.
– Также люди считают, что от силы удара много что зависит. На самом деле – нет. В фехтовании одна из ключевых вещей – это рычаг. И если борец правильно ставит защиту, то даже очень сильный удар её не пробьёт, – заключает Александр.
– А что нужно перед тем, как пойти учиться фехтованию?
– Ничего. Главное – это иметь интерес к холодному оружию и открытый разум!
Вместо послесловия
Интересная история из жизни фехтовальщиков
– В 2019 году вместе с группой мы поехали на турнир в Челябинск. И там можно было выступать не только в женской номинации, но еще и в смешанной. Аня заявилась на нее. Финал. Бой за золото. Счет 7:4. Не в пользу Анны. Я подхожу к ней и говорю: «Ань, ну все, перестань дурака валять, заканчивай». Та пожала плечами и просто начала разносить соперника. Парень явно такого не ожидал! Итог: она выиграла, – рассказывает Александр.
По словам организатора клуба, пока еще не начались события 2022 года, российские спортсмены часто выезжали на соревнования в Европу и занимали там практически все первые места.
– Почему так?
– Ответ прост: мы очень спортивно ориентированы и по-хорошему злые. У наших спортсменов просто невероятная воля к победе и отличная техника. Даже ведущие европейские бойцы это отмечали и говорили, что им невероятно сложно даются поединки с российскими ребятами. Нам точно есть что показать!
Фото – архив школы «Сталь».
Автор текста: Виктория Багрянцева