В рамках совместного проекта портала 36ON и школы «Вектор» один из его участников, Николай Астанин, решил провести небольшое исследование, чтобы выяснить, что молодое поколение знает о родном городе. Что из этого получилось - в материале самого Николая.
Воронеж - прекрасный город, но с чем он ассоциируется у школьников? Может быть, с «Сектором газа»? Или с «Котенком с улицы Лизюкова»? Конечно, все это имеет место быть, но Воронеж хранит и очень большую авиационную историю. Ведь именно здесь выпускались самолёты во время и после Великой Отечественной войны.
Кстати, буквально несколько дней назад воронежский авиазавод отмечал свой очередной День рождения - 15 марта предприятию исполнилось 92 года. Вполне достойный повод, чтобы лишний раз вспомнить славные страницы авиационной истории Воронежа.
Итак, если брать период Великой Отечественной, то нужно помнить, что Воронеж был разрушен более чем наполовину: правый берег заняли немцы, венгры и румыны, а левый берег, собственно, где и находится по сей день авиазавод, они взять не смогли.
Легендарный штурмовик и бомбардировщик Ил-2 выпускался именно здесь.
Ил-2 стал самым массовым боевым самолетом в истории. Всего было выпущено более 36 тысяч машин. В вермахте его называли «мясорубкой» и «железным Густавом», были у него и другие прозвища — «бетонный самолет» — за высокую боевую живучесть, и «летающий танк» — за боеспособность.
После войны Ил-2 ушёл с конвейера, и на него встали гражданские модели, такие как сверхзвуковой ТУ-144, первый широкофюзеляжный лайнер Ил-86 и более совершенный Ил-96, на котором, в том числе, летает наш президент.
На закате Советского союза стал выпускаться Ан-148.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что в Воронеже особенно трепетно относятся к теме увековечивания авиационной истории.
Опрос, проведенный среди школьников, показал, что первой ассоциацией к словосочетанию «памятник самолёту» является памятник истребителю МиГ-21, установленный на пересечении улиц Ворошилова и Космонавтов. На истории превращения боевого самолета в знаменитый воронежский памятник стоит остановиться отдельно. Началась она с неудачного полета, который совершил один из летчиков в 1975 году. К счастью, летчик остался жив. Но самолет при приземлении был разбит. И даже после ремонта за штурвал истребителя летчики садиться уже не решались. В итоге борт списали. А в 1976 году было решено превратить его в памятник. Истребитель должен был напоминать воронежцам о героической защите города от фашистов летчиками 2-ой воздушной армии Военно-Воздушных Сил.
Вторым самым популярным ответом среди школьников оказался памятник самолету ИЛ-2 на площади у проходной авиазавода. Установили его 9 мая 1979 года. Это настоящий участник войны. Самолет во время воздушного боя в сентябре 1943 загорелся и спикировал в болото. В 1978 году он был поднят энтузиастами вместе с останками экипажа вблизи поселка Ракитное, в зоне боев на Курской дуге.
Как сообщала газета «Правда» 8 ноября 1978 года, по документам, найденным в самолете, установлены имена людей, находившихся на его борту в момент катастрофы. Ими были: командир звена 50-го отдельного разведывательного авиаполка лейтенант А. В. Бабель, техник-лейтенант А. А. Тюфяков и военнослужащий А. Я. Чирков. Их останки с почестями захоронены в Ракитном. Нашлись и родственники погибших воинов.
Самолет в кратчайшие сроки был восстановлен в цехах авиазавода и возведен на пьедестал.
На третьем же месте по популярности у молодого поколения оказался МиГ-29, стоящий у военно-воздушной академии. Самолет привезли из Курска около восьми лет назад. Это современная модель – в небо он поднимался сравнительно недавно. Во время одного полета борт загорелся из-за неисправности. Летчикам удалось посадить самолет, но из-за поломки небо для него теперь было закрыто. Так он и стал украшать собой территорию летной академии.
Автор: Николай Астанин
Текст подготовлен в рамках совместного проекта портала 36ON и школы «Вектор».