Несколько месяцев назад мы начали публиковать материалы в рамках проекта «Воронежский алфавит», где рассказываем про необычные интересные места Воронежской области в алфавитном порядке. И вот, дойдя до одного из последних текстов, мы решили рассказать про здание в центре города, которое нам показалось интересным раскрыть как бы изнутри – выяснилось, что мы и многие другие люди даже не представляли, какие чудеса таятся в помещениях Театра кукол «Шут». Поговорили о, не побоимся этого слова, главных жителях театра с одним из их создателей: дал интервью и провел экскурсию по маленькому кукольному королевству порталу 36on художник-постановщик театра кукол имени В.А. Вольховского, заслуженный художник России Александр Ечеин.
У этого здания довольно долгая и непростая история, которая началась в далеком 1925 году еще в стенах ВГУ, и только в 1984 году после череды переездов и постройки дома за счет предприятий города на проспекте Революции, 50 актеры и куклы обрели свой собственный дом. Дело в том, что в начале 1980-х в СССР действовал правительственный запрет на возведение объектов соцкультбыта, замораживали даже уже начатые стройки. Но Воронеж пошел против Москвы – обком партии и контрольные органы решили закрыть глаза на правительственный запрет. Здание театра построено в духе эклектики с вытянутыми арочными окошками, в которых многие видят влияние венецианского стиля. Но стоит обойти театр, как обнажаются отголоски сталинского ампира, с портиком и колоннами. Эта постройка скрывает внутри себя послевоенное здание – Дом культуры работников просвещения, возведенный в 1940-х годах на фундаменте дореволюционной гимназии. К сожалению, сегодня можно сказать, что Театр кукол переживает не самые лучшие времена: картинку портит ремонт на проспекте Революции, временно «переехавший» этой весной памятник Биму, начавшееся восстановление фонтана «Дюймовочка» и временно закрытый главный вход. Заходить приходится через служебный: внутри не слишком уютно, достаточно темно, но в узких коридорах висят старые разноцветные афиши. Впрочем, есть надежда, что все эти временные неудобства приведут только к лучшему.
Пройдя по одному из темных коридоров, можно попасть в святую святых – место, где появляются на свет куклы. Секретов их появления никто не раскрывает, но из рассказов художника становится понятно: они живут своей жизнью, у каждой будто бы есть душа и характер, они не очень любят чужаков, разве что зрителей. А если уж к ним кто-то прикасается кроме актера, то случаются мистические вещи.
– Бывает, головы отваливаются прямо на спектаклях. Играешь, а потом вдруг она отвалилась – ну механика подвела. Куклы же изнашиваются, стареют. А как без головы играть? – смеется художник. – На глазах у зрителя что-то там придумывают, голову ставят на место, держат ее руками. Бывает, руки отваливаются прямо во время действия.
Как рассказал Александр Ечеин, куклы настолько не любят чужих рук, что они даже «мстят» за это, если их лишний раз побеспокоить.
– У меня жена «работала кошкой» в одном из последних спектаклей Мандельштама. Там марионетки, длинные нити. И когда мы работали, мы куклу всю привязали, завязали как надо, потом актриса приходит на следующий день на спектакль – у нее нитки все в клубок собрались. Как – неизвестно. То ли она упала, то ли ее как-то повернули, то ли ее кто-то трогал. Потому что кукол нельзя трогать, вообще никому: они «мстят» за это.
Спектакль в тот день должен был начаться через два часа. Нитки распутывали втроем. Все были в шоке, руки у всех тряслись. Спектакль был на грани отмены: один персонаж мог вообще не появиться на сцене. К счастью, все закончилось хорошо: пришлось одну нитку отстричь, потом надвязать.
– Это был стресс. Но вообще куклы не прощают. Вот я не люблю их кому-то давать, особенно детям, потому что куклы это не любят и начинают ломаться как будто специально.
Была и другая мистическая история. В спектакле «Солдат и ведьма» была кукла-перевертыш: когда ее переворачивали вниз головой, кукла ведьмы превращалась в ворону. После череды детских мастер-классов, где показывали, как работает эта кукла, голова у нее в конце концов отпала. Как говорит Александр Ечеин, это была такая месть куклы за то, что ее без конца крутили в разные стороны.
На территории театра есть музей кукол. Экскурсии туда возобновили относительно недавно – театр не работал, когда бушевал коронавирус, а потом он был закрыт из-за ремонта. Уникальность музея в том, что куклы здесь живут в декорациях, которые не списывают, не ломают и не выбрасывают: как спектакль был на сцене, точно так он стоит и в музее. Во многих других подобных организациях оставляют только избранных персонажей, остальное отдают в институты, чтобы студентам было с чем работать, передают самодеятельным коллективам или же отправляют в другие музеи. Также часто кукол хранят в стеклянных кубах, чтобы они уж точно не повредились. Здесь же у кукол «вольная жизнь».
js-slider.all_photos
– Жалко, конечно, открывать какие-то свои фокусы: где и как делаются куклы, из чего. Пусть это будет под запретом. Пусть это будет нашей тайной.
Как устроена кукла изнутри
Может показаться, что это в большей степени детский театр. Но впечатление обманчиво:
– Взрослые лучше смотрят спектакли детей. Им так нравится, дети мешают даже. Вот идет спектакль, сидит мама с открытым ртом, а ребенка не заметила – он у нее уполз уже. Ребенку это не надо, маме больше надо.
Когда театр создавался, актеры долго думали, как его назвать. Уже дошло до того, что его хотели назвать «На нитях».
– Ну так я предложил тогда назвать его «На волоске», – шутит Александр Ечеин.
В итоге прижилось название «Шут»: только он может царю сказать правду. Поэтому театр кукол в Воронеже называют социальным:
– Мы говорили все, что могли. Все, что хотели, мы говорили со сцены.
В театре кроме музея кукол и, конечно, детских и взрослых спектаклей также есть оранжерея – зеленый уголок на верхнем этаже, свет в который проникает сквозь разноцветные витражные стекла. Если туда подняться, то можно увидеть клетку с птицами, которая уходит вниз сквозь три этажа. Во время спектаклей их пение иногда служит фоном.
Фото – Мария Кирова.