4 ноября 2005 года в России был утвержден как День народного единства. О том, откуда пошел этот праздник и какое значение он имеет для России, рассказала порталу 36on и.о. доцента кафедры этномузыкологии ВГИИ Ольга Сергеевна Токмакова.
– В новой России этот праздник во многом складывался как некое противопоставление 7 ноября – Дню октябрьской революции. Ввели новый праздник, который должен был вытеснить это празднование революции на задний план.
Но выбрали эту дату не просто так – она тоже значима для русской истории. Вот только мало кто сейчас об этом помнит. Этот день связан с событиями 1612 года, когда на Москву двигались поляки и было опасение, что ее возьмут.
– В обществе тогда царила смута, само существование государства, как рассказывает исследователь, было под огромным вопросом. И митрополит Московский тогда обратился к давно почитаемой святыне –Казанской иконе Божьей Матери. Они с крестным ходом обошли Москву вместе с народом и по усердному молению случилось так, что поляки отступили от Москвы. Но, правда, только спустя два столетия после этого у нас утвердилась царствовавшая династия Романовых, которая, собственно, и продержалась до самой революции.
Одним из дней этой святыни считают 4 ноября, еще одним – 21 июля. Многие храмы в селах и городах освещали именно в эти дни. В честь этого храмы и называли Казанскими – на южных территориях подобных церквей очень много.
Часто днем села на юге России также становится именно тот день, в который освещали церковь в той или иной деревне. И это был праздник, объединяющий всех жителей села за одним большим столом и общими гуляниями.
– Продукты на такие праздники приносили в складчину, из этого и складывался общий стол. Часто на эти праздники приходили и родственники людей, которые здесь живут, из других сел – например, девушки, которых выдали замуж и которые переезжали в соседнюю деревню, приходили на престольные праздники уже со своими мужьями и детьми. То есть этот праздник также объединял большие семьи.
Часто даже не хватало одного дня на празднование – оно затягивалось на два или даже на три, пока все не погостят.
– Наш народ собирался за столом прежде всего пообщаться, а не поесть, хоть стол и был как правило накрыт роскошно. Накрытый стол становился скорее лишь предлогом для общения. В деревнях не было принято есть молча, еда не была абсолютным предлогом для общего собрания.
Питье тоже было другим: часто за столом гостей просто обносили чаркой, она как бы переходила от одного человека к другому. Ее разливал хозяин одного из домов и каждый отпивал буквально по глотку. И за время пира считалось правильным такой обнос сделать три раза. И это все, что выпивали за столом.
Все остальное время люди пели песни. Считалось также, что за время пира нужно было спеть определенный набор застольных песен. И некоторые из них так и называли престольными.
Естественно, это были не обрядовые песнопения. Содержание их было наполнено историями о любви, часто неразделенной, о встречах, о расставаниях, о жизни. По характеру они как правило были протяжными, пели их все вместе, что также сближало людей.
– Фактически песня была средством общения и объединения.
Конечно, были и веселые песни: как только три чарки обнесли вокруг стола, все вылезали и начинали под них плясать. Как правило аккомпанемент был не инструментальным, а именно многоголосным.
– Музыкальные инструменты в селах были единичными: одна балалайка на все село, гармонист мог быть один на несколько деревень. В основном люди плясали под собственное пение. Хотя если была музыка, как они тогда называли музыкальные инструменты, то было еще лучше.
Фото — Unsplsh.