- Ничего не делать с мостом. Просто забыть о нем, и пусть он живет как городская легенда. Плюс этого варианта в том, что он наименее затратный.
- Демонтировать мост. Это был бы худший вариант развития событий, к тому же затратный.
- Приспособить мост под общественный транспорт, чтобы по второму ярусу ездили автобусы.
- Организовать здесь детскую железную дорогу, как в Лисках. Она соединит парки «Дельфин» и Центральный. Правда, насколько это будет интересно РЖД – большой вопрос.
- Сделать мост пешеходным.
- Организовать здесь парк. Однако есть мнение, что гулять на такой большой высоте и дышать выхлопными газами не безопасно. К тому же, это открытое пространство, здесь нет деревьев. Впрочем, никого все это не останавливает.
- Возродить трамваи в городе.
Мы продолжаем в рамках проекта «Воронежский алфавит» выискивать необычные и неизбитые достопримечательности Воронежа и области в алфавитном порядке. Сегодня речь пойдет про Трамвайные пути на Северном мосту – поговорим немного про саму конструкцию моста, судьбу трамвайных путей и самих трамваев, а также расскажем о том, что там хотели сделать за последнее десятилетие.
Зимой 1985 года Воронеж гудел от радостного события – в городе открыли первую очередь Северного моста, строительство которого началось еще в 1977 году. Что сейчас, что тогда этот проект можно было назвать уникальным: это первый в СССР мост с двухъярусным путепроводом. Проект уникален еще и тем, что обычно если трамваи и перевозили людей через мосты, то конструкции делали достаточно широкими – трамвайные пути располагали посередине. Этот же мост решили сделать по-иному – для трамваев выделили отдельный ярус.
Полностью завершилось строительство моста только в 1986 году. Тогда это не могло не радовать: ВОГРЭСовский мост постепенно приходил в негодность и нуждался в ремонте, так что открытие нового моста было как нельзя кстати.
Эра трамваев
В период с декабря 1985 года по январь 2008 года верхний ярус моста использовался для трамвайного движения. Сначала это был вагон Tatra T3, который ходил маршруту №16. Далее в разное время по мосту проходили маршруты №№2, 5, 7, 16, 21. В начале 1990-х здесь же проходил маршрут трамвая-кафе.
С января 2008 года верхний ярус был выведен из эксплуатации в связи с аварийным состоянием трамвайных вагонов, а единственный сохранившийся к тому времени маршрут №7, чья линия проходила через мост, был сокращен до конечной станции у Железнодорожного вокзала «Воронеж-1».
Когда трамваи перестали ходить, с верхнего яруса неизвестные украли часть контактной сети. В июле 2008 года сотрудники службы контактной сети демонтировали остатки токонесущего провода с верхнего яруса моста.
Второе дыхание не открылось
Согласно Генплану города, принятому в 2008 году, предполагалось использовать верхний ярус для запуска легкого метро. Такой вариант предложила компания «Мостгеоцентр», уже даже был готов проект строительства. Однако этим планам не суждено было сбыться.
Специалисты, работавшие в этой сфере еще во времена СССР, говорили, что при строительстве моста была допущена ошибка, вызвавшая крен моста в южную сторону. Из-за этого скорость трамваев сначала пришлось ограничить до 15 км/ч, потом и вовсе сократить их количество, а в конце концов убрать их оттуда.
Как «вымерли» трамваи
Говорили, что при появлении легкого метро, если понадобится запустить там скоростной трамвай, то верхний ярус придется полностью снести и построить заново. Но, вероятно, это было бы очень дорого.
Нереализуемым оказался и план проложить здесь ветку метро: когда мост еще только проектировали, не предполагалось, что там будет ходить транспорт такого веса.
– Северный мостовой переход является объектом транспортной инфраструктуры и предназначен для движения транспорта. Генеральным планом городского округа город Воронеж, утвержденным решением Воронежской городской Думы от 19.12.2008 № 422-II в границах города предполагается строительство скоростной железнодорожной линии «легкого метро» с использованием существующей трамвайной эстакады на Северном мосту. Вместе с тем, учитывая крайнюю изношенность конструкций верхнего яруса моста, для принятия решения о перспективах его использования, необходимо провести полное инструментальное обследование моста (верхней и нижней части), диагностику его состояния, – поясняли тогда в пресс-службе мэрии.
Очевидно, это оказалось очень дорого. Но есть еще одна версия, почему трамваи в Воронеже «вымерли»: в народе говорят, что они составляли конкуренцию автобусам.
Период запустения
После закрытия трамвайного движения на верхнем ярусе моста с течением времени пришла в упадок существующая пешеходная дорожка, которая длительное время не ремонтировалась. Случаи обвала ее бетонных элементов на проезжающие внизу автомобили неоднократно попадали в СМИ.
В 2017 году, когда стало понятно, что мост ветшает, а на его задворках зачастую не очень культурно отдыхают горожане, нашлись инициативные люди, которые решили навести там порядок – бесплатно убрать оттуда весь мусор. К этой акции присоединилось много людей.
Когда мост стал выглядеть опрятнее, за дело взялись дизайнеры, которые предложили организовать на мосту полноценную зону отдыха. И даже нарисовали проект. Он представлял из себя мобильную сезонную зону отдыха на втором ярусе Северного моста. Основная идея была в том, чтобы превратить верхний ярус в благоустроенную пешеходную зону. По словам руководителя «Творческого цеха» Андрея Козлова, проект был абсолютно не затратен и уже хорошо спланирован. Однако большой заинтересованности на слушаниях на форуме «Год экологии 2017», а также в строительном университете, проект не вызвал.
В 2019 году идея возродить метро в Воронеже снова всплыла на поверхность.
– Сейчас разрабатываются два важнейших для города стратегических документа – Генплана и комплексной схемы организации дорожного движения, в рамках которых исследуется необходимость и возможность создания в Воронеже системы легкорельсового транспорта. Пока эта работа не будет проведена, никакого демонтажа трамвайных путей не будет, – заявляла тогда городская администрация.
В том же 2019 году институт «РосдорНИИ» передал в мэрию версию новой схемы организации дорожного движения. В ней были предусмотрены и три варианта маршрутов для легкорельсового транспорта. Один из них должен был пройти по Северному мосту. Вот только этот вариант до сих пор не воплощен в жизнь.
После этого про Северный мост вспоминали не слишком часто.
Какие перспективы развития моста видят общественники
Фото – Мария Кирова, bvf.ru.