Мы продолжаем публиковать серию материалов в рамках проекта «Воронежский алфавит» о нетривиальных, но стоящих внимания местах, характеризующих Воронежскую область. На этот раз очередь дошла до локации на букву «К» – речь пойдет про Корабль-музей «Гото Предестинация».
С 2014 года на Адмиралтейской площади Воронежа находится достопримечательность, которую даже за столько лет существования успели посетить не все горожане. В чем здесь дело – сложно сказать, ведь билеты стоят совсем недорого, а у кого ни спросишь – никто и не скажет, что интересного внутри корабля. Зато на экскурсию сюда нередко приезжают жители других городов. Кто-то, похоже, приехал сюда из настолько далеких мест, что даже задает вопрос о том, как называется река, на которой стоит этот корабль.
Линкор состоит из четырех этажей: на самый верхний никого не пускают, на первом начинается экскурсия, еще один этаж – минус первый, а трюм находится прямо под водой.
Мы бы не хотели раскрывать все подробности, о которых рассказывает гид, – все-таки за это как раз и платят деньги гости музея. Однако кое-что об этом месте занимательного все же сказать стоит – настолько о нем мало говорят, что иногда может сложиться впечатление, что это лишь красивый корабль. На самом же деле здесь можно с интересом окунуться в тонкости корабельной жизни и узнать много занимательных фактов.
js-slider.all_photos
В «Гото Предестинации» 52 пушки – 8-дюймовые, 12-дюймовые и 16-дюймовые. Называются они так по диаметру ядер. Устройства действующие: в 2014 году из 8-дюймовых стреляли, когда состоялось торжественное открытие корабля. Во всех остальных запаяно отверстие для пороха.
Как выяснилось из рассказов знающего человека, порох раньше не просто так засыпали в пушку – он был расфасован по специальным мешочкам. Существовало также множество замысловатых приспособлений для разных манипуляций с этими пушками. Так как корабли были полностью деревянные, обращение с огнем было очень строгое. Соблюдалась четкая иерархия: не мог абы кто зажечь фитиль, для этого на корабле был специальный человек.
Забавная история связана с медициной времен Петра. Если посмотреть на кровать в каюте капитана, то можно заметить, что она очень маленькая: дело в том, что лекари тогда советовали людям спать скрючившись – таким образом перекрывалась сонная артерия, в мозг поступало меньше кислорода, и человек таким образом быстрее засыпал. Все остальные члены экипажа спали где придется – хорошо, если между пушкам удавалось повесить гамак. И в таких стесненных условиях на корабле обитали 253 человека.
Иерархия была заметна не только в отношении качества спального места, но и, например, в типе посуды и столовых приборов: у капитана ее делали более тяжелой, из металла, чтобы от качки она не падала со стола, а у простых работников корабля тарелки, ложки и вилки были деревянные, к тому же общие на всех.
Самую тяжелую работу давали делать, как ни странно, в том числе и тем, кто заболел: медицина того времени была такова, что если человек захворал, то ему, как считали лекари, нужно было выполнять более сложную работу, чтобы организм быстрее приходил в норму. Конечно, тяжелые работы выполняли и люди наиболее крепкого телосложения, а также те, кто где-то провинился.
Здесь, кроме корабельной жизни, расскажут и про историю костюма той эпохи. Например, ботинки в те времена шили одинаковые на обе ноги, хотя со временем они, конечно, утаптывались под левую или правую ногу.
Если говорить об экспонатах, то тут не стоит обольщаться: все это, как утверждают сотрудники музея, копии, а оригиналы хранятся в других городах. К примеру, здесь можно встретить посмертный слепок лица Петра I и его ладони.
Сам корабль тоже копия. Оригинальный линкор постигла достаточно печальная участь. В Воронеже он ходил с 1700 по 1710 год. Дальше его переправили в Азов, после чего продали туркам. Они же, в свою очередь, в 1718 году разобрали его на запчасти, так как к тому моменту он был уже непригоден для плавания. Справедливости ради надо сказать, что он оказался «живучим»: в те времена корабли служили всего около пяти лет.
Сегодня в Воронеже на «Гото Предестинации» снимают сериалы. Недавно, например, закончились съемки одного из эпизодов «Гардемаринов». Сценаристом и режиссером фильма выступает народная артистка России Светлана Дружинина. По ее словам, такого уникального корабля нет даже в Петербурге. Более подробно об этом можно прочитать здесь.
Фото – Мария Кирова.