На 50-й день после Пасхи отмечают церковный праздник – Троицу. В христианской традиции это день сошествия Святого Духа на апостолов. Что было характерно для этого праздника в народной традиции и что из этого закрепилось в Воронежской области – об этом рассказала Ольга Сергеевна Токмакова, и.о. доцента кафедры этномузыкологии ВГИИ.
Этот праздник на Руси, как и многие другие, был тесно связан с культом земледелия – куда же без этого, если все, что вырастишь, тем и будешь питаться потом весь год. Еще одна важная черта этого праздника – в том, что Троица стоит на границе весны и лета: считалось, что пока растения цветут, идет весна, на плодородие еще как-то можно повлиять, а вот когда плоды уже завязались, наступает лето, на урожай уже влияние никакого оказать нельзя. То есть весна заканчивается в тот момент, когда заканчивается цветение всех растений. В это время начинает плодоносить пшеница – основной источник пропитания.
Последние обряды, которые могут повлиять на плодородие, совершались как раз на этой самой границе весны и лета.
– В народе лето связано еще и с другими повериями: говорили, что кукушка перестает куковать, потому что она «подавилась завязавшимся колосом».
Несмотря на то, что Троца – переходный праздник, который не определенного числа отмечают, а через 5 недель после Пасхи, день празднования которой высчитывают по лунному календарю, она всегда разграничивает периоды цветения и плодоношения, хоть этот праздник иногда и отмечают достаточно поздно.
– С идеей того, что природа в этот момент находится на пике своих сил, многое связано. Некоторые обряды даже проникли в церковь: приносить травы и ветви деревьев в храмы и во время службы превращать храм в нечто похожее на лес – это традиция, берущая свое начало от крестьян-земледельцев.
Как связаны зелень в доме, почитание предков и гадания
Зеленью, кстати, украшали не только храмы, но и жилые дома – ворота обвивали травами, застилали полы растениями. Все это было положено хранить в доме три дня, потом травы надо было убирать. Говорили, что таким образом происходит общение с предками, с ними надо вовремя проститься. Есть к тому же еще дохристианское представление о том, что человеческие души переходят потом в растения и деревья – отсюда и идет такое отношение к травам.
Зелень не просто выбрасывали, ей придавали некое особое значение. Считалось, что если эти троицкие травы положить в погреб, например, то мыши не будут есть урожай. Если венок, который сплели во время гуляний, надеть на голову – она перестанет болеть. И, конечно, троицкие венки применяли для гаданий. Наиболее известен в наше время обычай спускания венков на воду: если поплывет венок по течению – девушка в этом году замуж не выйдет, а если его прибьет к берегу – значит, замужество все-таки состоится.
Кроме гаданий о замужестве, также были предсказания о том, будет год урожайным или нет: ветки березы закручивали в венок, если он засохнет – урожая будет мало, а если нет – год будет урожайным.
Установление духовного родства
В деревнях Воронежской области до сих пор сохраняется характерный для наших широт обычай: троицкие венки используют для кумления между девушками или между женщинами.
– Кумление в древнерусской культуре – это установление духовного родства. Оно может быть групповым, когда все как бы вместе кумятся и становятся друг другу кумами, а может быть попарным, между двумя людьми. В первом случае людей объединяла между собой общая трапеза – каждый приносил яйца и прямо на костре жарили яичницу, которую потом все вместе съедали. Такой общий стол как бы духовно объединял людей. Попарное кумление происходило иначе: через троицкий венок девушки целовались троекратно и обменивались подарками – всем тем, что использовали для гаданий: платками, бусами, могли поменяться даже крестиками.
Кумление означало, что девушки становятся как бы лучшими подружками, то есть им нельзя было ссориться друг с другом. Иногда это происходило на всю жизнь, а иногда временно – на неделю, до Петровского поста, после которого подаренные вещи девушки возвращали друг другу обратно. То есть через семь дней девушки раскумливались.
Это сейчас мы знаем слово «кум» с немного другим значением, а на Руси это был некий особый тип дружбы между людьми.
– Если девушка вышла замуж к моменту Троицы, то она уже кумилась не со своими подругами, а со взрослыми женщинами, переходя таким образом в их среду.
До XX века такие обряды происходили чаще всего тайно, а уже позже кумления превращали в массовые гуляния, куда девушки могли прийти даже со своими молодыми людьми и покумиться с ними, устанавливая такой дружеский союз уже между женихом и невестой.
– Девушки были символом этого периода. Их молодость и красоту отождествляли с пиком расцвета природы, ее цветением. Поэтому на троицких гуляниях звучали песни, в которых проводились параллели между цветущими растениями и юными красивыми девушками.
Что происходит с троицкими обрядами сейчас
С ростом городов традиции оттуда начали очень быстро проникать в деревни, многое стало забываться. И если условно взять поколение, родившееся в конце XIX века и их детей, – то это уже зачастую носители разных традиций. Однако жители южной части России довольно долго оставались консервативными, потому что основная сфера жизни людей в наших широтах – аграрная: здесь мало что менялось вплоть до XX века, до революционных потрясений, которые сильно отразились на культуре крестьянства и изменили уклад жизни людей.
Культура в деревнях меняется и сейчас, но изменения идут медленнее, чем в городах – не днями и годами, а поколениями.
В наше время верующие ходят на Троицу в церковь, приносят на службу ветки березы, чтобы освятить их и поставить на видное место в доме. Говорят, что такой букет оберегает жилище от несчастий. Вторую половину троицкого воскресенья принято проводить с родными и близкими за общим столом.
Кстати, в этом году под Воронежем пройдет фестиваль традиционной культуры, приуроченный к Троице. Праздник будет наиболее приближен к тому, как это выглядело во времена Древней Руси. До этого фестиваль два года подряд не проводили из-за ковидных ограничений. Что ждет гостей 12 июня – читайте в нашем материале.
Фото - Pexels.