День второй был - этнический. Он прошёл под звуки этно-джаза, и перенёс воронежских поклонников импровизационной музыки к берегам сначала Белого, а потом Чёрного морей.
- Для нас это первый опыт такого сотрудничества, - сказал директор «Джазовой провинции» в Воронеже Александр ЛУКИНОВ. - В рамках фестиваля мы ещё ни разу не пробовали поместить джаз в зал, предназначенный для камерных постановок. Но ведь и сегодняшний концерт необычный - тоже, в некотором смысле, камерный. Надеюсь, он станет украшением фестиваля.
Море Белое
Открыли вечер этно-джаза гости с берегов Белого моря – арт-ансамбль «Архангельск». И сразу окунули публику в стихию северной фольклорной музыки с её контрастными красками и образами. Этно-мотивы «гиганты северного российского джаза», как их представил Александр Лукинов, мастерски сочетали с современным импровизационным языком.
- В каждом нашем выступлении есть доля эксперимента, каждая программа не похожа на предыдущую или следующую. Конечно, есть какие-то наработки, но общее звучание возникает только здесь и сейчас, - говорит один из наиболее самобытных российских барабанщиков, художник перкуссионного искусства Олег ЮДАНОВ.
Наверное, по-другому в коллективе, где каждый из четырёх участников творческая индивидуальность, самобытная личность музыка и не может рождаться. Так и переносились в унисон с музыкантами воронежские поклонники джаза от северного русского фольклора до фри-джаза, от бибопа до импрессионистской камерной музыки.
- Чувствуется, что в Воронеже подготовленная публика, знакомая со сложившимися определёнными джазовыми традициями. Благодаря камерности зала, нам была видна реакция буквально каждого человека. Было видно, как настороженность на лицах сменяет вдумчивость. Мне кажется, сегодня в зале возникла необычная воронежско-архангельская джазовая энергетика. И это замечательно! – отметил лидер ансамбля, гитарист и композитор Тим ДОРОФЕЕВ.
Собственно именно такую энергетику в зале всегда пытался создать во время своих выступлений один из самых известных исполнителей этно- и фри-джаза в России Владимир Резицкий, продолжателем дела которого и является арт-ансамбль «Архангельск». Баллада-посвящение ушедшему из жизни другу стала, пожалуй, самой проникновенной композицией вечера.
Море Чёрное
С лирического музыкального севера на юг, к берегам Чёрного моря, любящих джаз воронежцев перенёс «Black Sea Quartet», объединивший музыкантов из Болгарии, Венгрии и Греции. Таким составом квартет выступает три года. Но между собой музыканты знакомы более десяти лет.
- Мне надо было прожить всю жизнь, чтобы найти таких людей, с которыми я могу не просто играть музыку, а сочинять её прямо по ходу выступления. Мы не договариваемся, когда начнём играть, какую мелодию, не договариваемся о форме. Но, даже играя с закрытыми глазами, можем остановиться одновременно. Мы чувствуем друг друга, - объясняет лидер квартета, первопроходец стиля фри-джаз в нашей стране Анатолий ВАПИРОВ.
Музыка, созданная «Black Sea Quartet» на глазах у воронежцев, стёрла все стилистические границы, вобрав в себя глубину фольклорных мотивов и современные джазовые темы с богатой импровизацией. Каждый музыкант проявил свою индивидуальность, представил традиции своей национальной культуры. А каждый, сидящий в зале, в этой спонтанной импровизации услышал что-то своё.
- Это высший пилотаж. Чтобы играть такую музыку, нужно обладать высочайшим мастерством. Я в восторге! – не скрывала эмоций после концерта Елена ТОПИЛОВА.
Фразу о том, что каждый концерт должен быть сыгран как последний, и только тогда публика его оценит, брошенную в кулисах перед началом выступления, музыканты «Black Sea Quartet» доказали на деле. Но по признанию самих джазменов без помощи воронежцев здесь не обошлось.
- Энергия зала всегда влияет на то, какой будет музыка. Сегодня зал принял участие в её создании. Я не люблю студийные записи. В студии музыка мёртвая. А в зале всегда есть обмен энергией между зрителями и артистами. Эта энергия невидима, но она ощутима, - говорит Анатолий ВАПИРОВ.
Возможно, какие-то мелодии, возникшие на сцене спонтанно, в процессе совместного с воронежской публикой творчества, потом станут основой композиций. Ведь Анатолий Вапиров – это и импровизатор, и композитор в одном лице. Его авторитет в европейском джазе очень высок. Достаточно сказать, что глава известной французской фирмы Selmer, выпускающей лучшие в мире саксофоны, познакомившись с творчеством Анатолия Вапирова, подарил ему сразу шесть разных инструментов. Кстати, один саксофон из той знаковой шестёрки звучал вчера в Воронеже – саксофон-сопрано.
Свою ноту в этно-программу второго дня «Джазовой провинции» внесли джазовые кинопоказы и творческая встреча с Хоконом Корнстадом. Пообщаться с самобытным норвежским саксофонистом пришло огромное число поклонников, которых он успел приобрести буквально за один вечер. Выступая на открытии фестиваля, Хокон поразил воронежцев сочетанием в своём творчестве джаза и оперы. И такой смелый эксперимент нашёл поддержку у воронежских ценителей импровизационной музыки.
- Я приобщилась к джазовой культуре два года назад именно на «Джазовой провинции», - говорит Наталья ДАВЫДОВА. – Я тогда настолько зарядилась фестивальной энергией, мне настолько стал близок джаз, что в этом году на «Джазовой провинции» я в новом качестве – в качестве волонтёра. За два фестивальных дня я открыла для себя огромное количество новых коллективов. И жду продолжения этой яркой джазовой феерии!
И продолжение обязательно будет…
Фото: Евгений Яхутин