С 17 по 19 сентября в главном корпусе воронежской Академии искусств (здание бывшей Мариинской гимназии) прошла программа театральных читок "Российская новая драма".
Три дня подряд воронежский зритель мог стать свидетелем того, как текст драматурга обретает актерские голоса и превращается в спектакль. Куратором программы читок, включающей в себя семь пьес современности, стал ректор Академии искусств Эдуард Бояков. В пьесе "Свадебное путешествие" по Владимиру Сорокину он выступил не только режиссером, но и актером.
Незавершенный гештальт
Более известный как прозаик, автор "Дня опричника", "Метели", "Голубого сала", "Нормы" пьесу "Свадебное путешествие, или Hochzeitsreise»" написал еще в 1994 году. Эдуард Бояков назвал ее самой пожилой из всех тех семи, которые, по его мнению, передают дух современности. Премьера спектакля "Свадебного путешествия" прошла в Германии, на подмостках левацкого театра «Фольксбюне». Десять лет назад спектакль "Свадебное путешествие" показали в московском Центре им. Мейерхольда. Причем за постановку взялись тогда еще режиссеры-дебютанты, Эдуард Бояков и Илзе Рудзите.
Почему же первыми зрителями спектакля стали жители Германии? Потому что она адресована, в первую очередь, немцам. Пьеса родом из лихих 90-х повествует о коллективном чувстве вины немецкого народа, которое, если верить провокатору Владимиру Сорокину, выливается в различного рода невротические комплексы. Вот и немецкий богач Гюнтер фон Небельдорф - не исключение. Арийский обаяшка Гюнтер (Эдуард Бояков) коллекционирует иудейский антиквариат, учит иврит и ездит на учебу в Иерусалим. Его покойный отец - оберфюрер СС Фабиан фон Небельдорф - в гитлеровской Германии отличился жесточайшими казнями врагов рейха: вешал их на стальных крюках - тех самых, что используют мясники. Папаша-нацист не дождался суда и в 1958 году покончил с собой на месте разрушенного дома Гитлера. За злодеяния отца расплачивается его сын Гюнтер - «мазохист по психотипу», который страдает заиканием, обостренным чувством вины перед евреями, а в постели предпочитает не интим, а чтобы его секли со словами: "Вот тебе, мрамор!".
Надо же было такому случиться, что "второй половиной" Гюнтера станет еврейско-русская девушка Маша Рубинштейн, страдающая раздвоением личности (Екатерина Бестужева). В письме к подруге Марине героиня пишет то от имени "Маши-1" ("Ну и сволочушка же ты! Ну и скотинчик потненький!"), то от имени "Маши 2" ("Ангел мой, верю и надеюсь, что ты поймешь и простишь"). Несмотря на благородное воспитание в профессорской семье, Маша отнюдь не страдает целомудрием, и привыкла быть содержанкой у богатых любовников. Как и у Гюнтера, у девушки есть свой скелет в шкафу - бабушка Роза Гальперина, следователь КГБ, отличавшаяся жестокостью в обращении с "врагами народа". Она изобрела изощренную пытку, за которую получила прозвище "Каблучок": человека подвешивали вниз головой, и следовательница била его острым каблуком по половым органам. После войны монстр в юбке работал в Министерстве культуры, а чуть позже стал главным редактором журнала "Вопросы культуры".
У Маши и Гюнтера — настоящая всепоглощающая любовь, только с интимной погрешностью. Гюнтер признается русской возлюбленной, что он не разлюбит ее, даже когда она превратится в стул или в мокрые ботинки. По совету русского еврея, психоаналитика Марка (Руслан Маликов) влюбленные совершают "свадебное путешествие". Видимо, чтобы завершить гештальт и навсегда избавиться от комплексов, наряжаются в костюмы штурмбанфюрера СС и следователя НКВД и в таком виде на черном мерседесе едут через всю Германию под звуки "Wenn die Soldaten". Костюмированная терапия прошла успешно: Гюнтер впервые занимается сексом и даже перестает заикаться. Впервые перестает пополнять коллекцию антиквариата, отказываясь от редкой Торы 17 века. Но накануне свадьбы происходит неизбежное: на дороге новобрачные встречают фургон с надписью: "Мраморные свиньи" и именами их производителей - Розы и Фабиана. Гештальт не завершился, и Гюнтер вновь становится прежним заикой с манией коллекционирования иудейских реликвий.
Читка без читки
Не секрет, что Владимир Сорокин любит шокировать читателя: то сценами содомии, то каннибализма, то других видов извращений. В "Свадебном путешествии" ничего подобного нет. И даже нецензурной лексики в оригинале - не так уж и много. В общем-то, целомудренное произведение. На сцене мата и вовсе нет - закон о его запрете предписывает не ругаться в публичных местах. Кроме этого, из спектакля исчезла сцена, в которой Маша и Гюнтер нюхают кокаин. В сценической версии есть и расхождения с сорокинским текстом: в оригинале Роза Гальперина - мама главной героини, а в версии Эдуарда Боякова - бабушка. Придирчивые книгочеи недосчитались на сцене и нескольких второстепенных сорокинских персонажей: китайского повара и секретаря Гюнтера, Герда, а также шести бесполых существ, предназначение которых - задавать вопросы, дополнять информацию о героях и быть частью интерьера, в котором они живут. Кроме того, в сорокинской пьесе оживают "скелеты в шкафах" Маши и Гюнтера - их родители. Они говорят точь-в-точь, как водитель фургона "Мраморные свиньи": "Чем больше их убиваешь, тем больше их становится". Но все это никоим образом не помешало Эдуарду Боякову передать на сцене трагическую суть пьесы - родовое проклятье делает невозможным семейное счастье героев.
Кстати, об актерах. Роль Маши Рубинштейн досталась актрисе театра «Школа современной пьесы», блистательной Екатерине Бестужевой, на счету которой - роли в русских сериалах, соловьевской "Анне Каренине", "Вие" Дениса Азарова и недавно вышедшем на экраны "Газгольдере". Актриса прекрасно справилась с раздвоением личности своей героини: во время речи Маши-1 актриса сидит на стуле, обращенная к одной половине зала. Когда вступает Маша-2, она резко разворачивается и обращается к другой половине зрителей. И именно Екатерина Бестужева разбавляет трагический посыл пьесы комедийной игрой. Чего стоит сцена, в которой Маша Рубинштейн учит немцев правильно, с идеей пить русскую водку — закусывая соленым огурцом и разбивая рюмку.
Роль психоаналитика Марка сыграл московский режиссер и сценарист Руслан Маликов, который работает в Театре.doc, «Практике», «Политеатре», Театре Наций, а с этого года преподает в воронежской Академии искусств. Зрителям запомнился и еще один герой - пусть и второстепенный, но очень яркий - слуга Элисказес, которого сыграл студент Академии искусств Максим Трофимчук. Молодой актер прекрасно справился с ролью лакея, удивляющегося причудам русской еврейки. Говорят, что в читке важно знать текст наизусть, и это актерам удалось на сто процентов.
Спектаклем "Свадебное путешествие" делает не только игра актеров. Создать атмосферу концлагерей Второй мировой войны "помогают" страшные черно-белые фотографии замученных пленных. Горы трупов - во всю стену. Ремарки и видеоарт выводятся на сцену с помощью видеопроектора.
Если верить психоаналитику Марку, случай Гюнтера в Германии - сплошь и рядом, а современная Германия напоминает человека, впервые пережившего состояние аффекта. Однако, если это и правда, то правда двадцатилетней давности. Увы, год от года сорокинская пьеса, создающая дутую, гипертрофированную реальность, становится все дальше от современности. Поколение Гюнтеров и Маш Рубинштейн уходит в прошлое. В сегодняшней Германии хватает других проблем. Например, чрезмерно толерантное отношение к мусульманам ближнего Востока, которым никто не отважится сделать замечание за откровенно нахальное поведение и против которых бессильна даже полиция. Интересы рассерженных немцев, которых не устраивает такое положение вещей, создали правую партию Alternative für Deutschland, набирающую обороты популярности. Что это может означать? Что история нацизма в том или ином виде может повториться, только на месте евреев будут мусульмане.
Что же касается немецких неврозов, то они были более характерны для жителей ФРГ, нежели для их соседей по ГДР. Объясняется это тем, что процесс денацификации, который в ФРГ проводили американцы и англичане, был своего рода жесткой психотерапией. ГДР же довольно безболезненно переключилась с нацистской идеологии на другую, советскую, коммунистическую. Десятилетиями во время "незаконного" пересечения Берлинской стены погибали немцы, среди которых были не только взрослые, но и дети. По современным российским данным при попытке перейти границу погибли 192 человека, из которых одни были расстреляны пограничниками ГДР, другие разбились, третьи утонули. По данным BBC, общее число жертв - 1245. Цифра немалая. Тут и до коллективных неврозов недалеко.