Известная воронежская журналистка Алла Холденко умерла после тяжелой болезни

Летнее тепло в конце апреля пообещали воронежцам синоптики

Гороскоп на 21 апреля: удачный день для встреч и составления планов

В апреле горячую воду отключат в 1067 домах Воронежа

В Воронеже построят огромную школу искусств с литературным двориком

За 110 миллионов благоустроят улицу в Семилуках под Воронежем

Новое здание для тубдиспансера планируют построить в Воронеже

В Воронеже непутёвую мать отправили в СИЗО за попытку убить 3-летнюю дочь

Нижний парк дворца Ольденбургских по распоряжению губернатора обновят до конца 2026 года

Северное сияние увидели воронежцы во время сильной магнитной бури

Сегодня как раз тот день, когда случайности не случайны. Так что все встречи и события сегодня являются предвестниками будущего

Воронежцам рассказали о самых востребованных вакансиях 2025 года

Воронежский «Факел» 11 мая сыграет с «Локомотивом» в 28-м туре РПЛ

В Воронеже 10-летнего ребёнка-инвалида оставили без расходников к инсулиновой помпе

Дату завершения отопительного сезона в Воронеже назвали власти

Ямное и Новоживотинное под Воронежем останутся без света 17 апреля

Власти опровергли слухи о закрытии единственного медцентра в воронежском поселке

День очень активный, помните, сегодня вам нужно все или ничего. И это «все» обязательно получите.

Повышенный скоростной режим вернули на участок М-4 «Дон» под Воронежем

До рекордных 720 минут выросла безголевая серия воронежского «Факел» в РПЛ

Воронежская прокуратура нашла более 2000 нарушений при расселении ветхого жилья за 2 года

Воронежцам назвали текущую стоимость популярных пасхальных продуктов

Сезонные маршруты в Воронежской области возобновят работу с 19 апреля

Особое внимание сегодня стоит уделить финансовому сектору своей жизни. А если задумались о кредите, то будьте внимательны вдвойне

В Воронежской области на рабочей неделе потеплеет до +24 градусов

Гороскоп на 14 апреля: эмоциональные качели и тяга на подвиги

Сегодня можете без сомнений положиться на свою интуицию. Она знает, куда вас направить

В Воронеже исчезнут выделенные полосы для общественного транспорта справа

Если вчера помощи от окружающих ждать не стоило, то уже сегодня вы будете окружены вниманием. Главное, не забывать дарить его самому

Спасатели эвакуировали из загоревшейся многоэтажки в Воронеже 20 человек

События

Воронежский художник переосмыслил немецких экспрессионистов

9 июля в Х.Л.А.М.е открылась выставка воронежского художника-примитивиста Евгения Чепурина «Ремейк», который перерисовал и «улучшил» шедевры мировой живописи. Среди них – работы Эрнста Людвига Кирхнера, Эдварда Мунка, Эмиля Нольде, Августа Маке и других, которые в нацистской Германии получили термин «дегенеративное искусство».

На выставку «Ремейк» нужно идти как на комедийный фильм-пародию, заранее взяв с собой шутливое настроение. Смотреть на немецких экспрессионистов из группы "Мост", в компанию к которым попал французский импрессионист Анри Матисс и норвежец Эдвард Мунк, оказывается, можно и не через призму трагического надлома. В исполнении Чепурина «Крик» Мунка уже не страшен: в «лайт-версии» нет напряжения, здесь беззаботно плещется голубое море, а удивленное лицо человека со ртом-дыркой вовсе не похоже на маску ужаса. Изначально вместо получившегося Мунка «по-воронежски» художник хотел сделать картину в полный рост, с прорезью для лица – чтобы любой зритель мог вставить свое лицо в останки шедевра живописи. Один из домов «переосмысленной» Чепуриным картины Карла Шмидта-Ротлуфа напоминает большую зеленую бутылку.
 



Обидно за обнаженных женщин. Вполне себе симпатичная «оригинальная» натурщица Эриха Хеккеля напоминает расплывшуюся амёбу. Аппетитная «Сидящая обнаженная» Пехштейна в глазах воронежского художника выглядит моделью, страдающей анорексией. «Портрет Марианны Веревкиной» Габриэль Мюнтер в исполнении Чепурина – краснолицая дама с разноцветной капустой брокколи на шляпе. Аналогичная история – с обнаженными девушками Кирхнера, который Чепурину показался «откровенно слабым» художником. Видимо, поэтому рядом с женским портретом Кирхнера Женя нарисовал слово из четырех букв – СССР.

Пародийную и карикатурную серию работ «Ремейк» воронежец нарисовал на излюбленном материале – картоне. Вместо масляной краски использовал любимую гуашь. Работа проходила в аскетичной комнате художника, которую он называет хибарой. Изначально постмодернистские «ремейки» выставлять не собирался, но, по классическому стечению обстоятельств, они случайно попались на глаза директору галереи «Х.Л.А.М.» Алексею Горбунову, который и предложил сделать выставку. Сам художник рассказывает о предыстории выставки так:

- Как-то в тысяча девятьсот девяносто восьмом году я взял у воронежского художника Романа Ковалёва книгу издательства Taschen "Экспрессионизм". Просмотрев её, я впечатлился, в целом работы экспрессионистов мне понравились. Но во многих работах мне показалось, что художники то в цвет не попадали, то в композицию, то в размер, то деталей слишком много пририсовывали, то цвет забыли наложить. И вот, чтобы устранить огрехи мастеров и улучшить картины, я решил создать серию своих работ. В результате улучшил работы таких художников, как Кирхнер, Нольде, Пехштейн, Хеккель, Шмидт-Ротлуф, Маке, Мюллер, Мюнтер и др.
 



- Эти работы для меня страшно интересны,- признается художник и скульптор Сергей Горшков. – К его «железному» стилю, который не меняется уже много лет, мы уже привыкли. В чем-то Женя начал повторять свои собственные мотивы. А здесь, когда он обратился к творчеству других авторов, у него начала работать творческая мысль. Не важно, чье произведение он берет за основу – Анри Матисса или Эмиля Нольде. Главное, что им движет – стремление «улучшить» их работы.

Была у художника и другая цель – в игровой форме, через примитивные картинки заставить зрителя обратиться к оригиналу. Тем, кто захотел сравнить исходник и пародию, предложили посмотреть книгу с репродукциями экспрессионистов, история которых была отнюдь не жизнерадостной. Для экспрессионистов была важна не объективная реальность, а внутренний мир художника с его страхом, отчаянием, страданием. Отсюда - нарочитый цветовой диссонанс, судорожные линии, болезненное восприятие мира и интерес к искусству душевнобольных.
 



Нацистам такое мировоззрение было не по душе. Специальная комиссия во главе с Адольфом Гитлером конфисковала из немецких музеев более 21 тысячи «неправильных» картин, причем не только экспрессионистов, но и представителей других авангардных течений. Среди них были работы Эмиля Нольде, Эрнста Людвига Кирхнера, Василия Кандинского, Марка Шагала. В 1936 году 650 отобранных картин показывали на мюнхенской выставке «Дегенеративное искусство».

Несостоявшийся архитектор и художник Адольф Гитлер возмущался тем, что авангардисты изображают представителей немецкого народа «дегенерирующими кретинами», что «луга для них синие, небо - зеленое, облака - серно-желтые». Подобные же обвинения часто приходится выслушивать и нынешним молодым художникам, бороздящим бескрайние просторы современного искусства. Больше повезло художникам-примитивистам, которые на мир смотрят с хитрым оптимистическим прищуром и в кармане которых всегда спрятана невидимая «фига».

По словам арт-директора Х.Л.А.М. Сергея Горшкова, выставка «Ремейк» показывает, что Чепурин становится коммерческим художником. Его работами заинтересовались сразу несколько коллекционеров из Воронежа, Москвы и из-за рубежа. Один из них – знаменитый французский коллекционер современного русского искусства Пьер Броше. Но среди покупателей Жениных работ есть и совсем небогатые люди. Его работы можно купить, начиная с 400 рублей (хотя ему случалось продавать свои картины и за тысячи долларов). Правда, если картина выставляется в галерее и музее, ее стоимость возрастает в разы.

- Помните, что писал Венедикт Ерофеев в поэме «Москва-Петушки»? «Все голоса у певцов одинаково мерзкие, но мерзкие у каждого по-своему». Так и с искусством: каждый наивный художник наивен по-своему, - говорит Сергей Горшков. – Один считает, что его работы гениальны и должны стоить миллионы. Женя считает, что он гениальный, но убежден, что его искусство должно быть доступно людям наравне с хлебом, водой и свежим воздухом.

Посетить выставку можно до 28 июля, время работы галереи Х.Л.А.М. -
с 16.00 до 20.00.

Текст Анастасии Сарма.
Фото автора.