На выставку «Ремейк» нужно идти как на комедийный фильм-пародию, заранее взяв с собой шутливое настроение. Смотреть на немецких экспрессионистов из группы "Мост", в компанию к которым попал французский импрессионист Анри Матисс и норвежец Эдвард Мунк, оказывается, можно и не через призму трагического надлома. В исполнении Чепурина «Крик» Мунка уже не страшен: в «лайт-версии» нет напряжения, здесь беззаботно плещется голубое море, а удивленное лицо человека со ртом-дыркой вовсе не похоже на маску ужаса. Изначально вместо получившегося Мунка «по-воронежски» художник хотел сделать картину в полный рост, с прорезью для лица – чтобы любой зритель мог вставить свое лицо в останки шедевра живописи. Один из домов «переосмысленной» Чепуриным картины Карла Шмидта-Ротлуфа напоминает большую зеленую бутылку.
Обидно за обнаженных женщин. Вполне себе симпатичная «оригинальная» натурщица Эриха Хеккеля напоминает расплывшуюся амёбу. Аппетитная «Сидящая обнаженная» Пехштейна в глазах воронежского художника выглядит моделью, страдающей анорексией. «Портрет Марианны Веревкиной» Габриэль Мюнтер в исполнении Чепурина – краснолицая дама с разноцветной капустой брокколи на шляпе. Аналогичная история – с обнаженными девушками Кирхнера, который Чепурину показался «откровенно слабым» художником. Видимо, поэтому рядом с женским портретом Кирхнера Женя нарисовал слово из четырех букв – СССР.
Пародийную и карикатурную серию работ «Ремейк» воронежец нарисовал на излюбленном материале – картоне. Вместо масляной краски использовал любимую гуашь. Работа проходила в аскетичной комнате художника, которую он называет хибарой. Изначально постмодернистские «ремейки» выставлять не собирался, но, по классическому стечению обстоятельств, они случайно попались на глаза директору галереи «Х.Л.А.М.» Алексею Горбунову, который и предложил сделать выставку. Сам художник рассказывает о предыстории выставки так:
- Как-то в тысяча девятьсот девяносто восьмом году я взял у воронежского художника Романа Ковалёва книгу издательства Taschen "Экспрессионизм". Просмотрев её, я впечатлился, в целом работы экспрессионистов мне понравились. Но во многих работах мне показалось, что художники то в цвет не попадали, то в композицию, то в размер, то деталей слишком много пририсовывали, то цвет забыли наложить. И вот, чтобы устранить огрехи мастеров и улучшить картины, я решил создать серию своих работ. В результате улучшил работы таких художников, как Кирхнер, Нольде, Пехштейн, Хеккель, Шмидт-Ротлуф, Маке, Мюллер, Мюнтер и др.
- Эти работы для меня страшно интересны,- признается художник и скульптор Сергей Горшков. – К его «железному» стилю, который не меняется уже много лет, мы уже привыкли. В чем-то Женя начал повторять свои собственные мотивы. А здесь, когда он обратился к творчеству других авторов, у него начала работать творческая мысль. Не важно, чье произведение он берет за основу – Анри Матисса или Эмиля Нольде. Главное, что им движет – стремление «улучшить» их работы.
Была у художника и другая цель – в игровой форме, через примитивные картинки заставить зрителя обратиться к оригиналу. Тем, кто захотел сравнить исходник и пародию, предложили посмотреть книгу с репродукциями экспрессионистов, история которых была отнюдь не жизнерадостной. Для экспрессионистов была важна не объективная реальность, а внутренний мир художника с его страхом, отчаянием, страданием. Отсюда - нарочитый цветовой диссонанс, судорожные линии, болезненное восприятие мира и интерес к искусству душевнобольных.
Нацистам такое мировоззрение было не по душе. Специальная комиссия во главе с Адольфом Гитлером конфисковала из немецких музеев более 21 тысячи «неправильных» картин, причем не только экспрессионистов, но и представителей других авангардных течений. Среди них были работы Эмиля Нольде, Эрнста Людвига Кирхнера, Василия Кандинского, Марка Шагала. В 1936 году 650 отобранных картин показывали на мюнхенской выставке «Дегенеративное искусство».
Несостоявшийся архитектор и художник Адольф Гитлер возмущался тем, что авангардисты изображают представителей немецкого народа «дегенерирующими кретинами», что «луга для них синие, небо - зеленое, облака - серно-желтые». Подобные же обвинения часто приходится выслушивать и нынешним молодым художникам, бороздящим бескрайние просторы современного искусства. Больше повезло художникам-примитивистам, которые на мир смотрят с хитрым оптимистическим прищуром и в кармане которых всегда спрятана невидимая «фига».
По словам арт-директора Х.Л.А.М. Сергея Горшкова, выставка «Ремейк» показывает, что Чепурин становится коммерческим художником. Его работами заинтересовались сразу несколько коллекционеров из Воронежа, Москвы и из-за рубежа. Один из них – знаменитый французский коллекционер современного русского искусства Пьер Броше. Но среди покупателей Жениных работ есть и совсем небогатые люди. Его работы можно купить, начиная с 400 рублей (хотя ему случалось продавать свои картины и за тысячи долларов). Правда, если картина выставляется в галерее и музее, ее стоимость возрастает в разы.
- Помните, что писал Венедикт Ерофеев в поэме «Москва-Петушки»? «Все голоса у певцов одинаково мерзкие, но мерзкие у каждого по-своему». Так и с искусством: каждый наивный художник наивен по-своему, - говорит Сергей Горшков. – Один считает, что его работы гениальны и должны стоить миллионы. Женя считает, что он гениальный, но убежден, что его искусство должно быть доступно людям наравне с хлебом, водой и свежим воздухом.
Посетить выставку можно до 28 июля, время работы галереи Х.Л.А.М. -
с 16.00 до 20.00.
Текст Анастасии Сарма.
Фото автора.