10 апреля в Доме молодежи состоялся семинар «Взаимодействие НКО и СМИ: как сделать так, чтобы о нас писали». Его организатором выступила воронежская Гильдия аналитических журналистов (ГАЖ).
Учиться, учиться и еще раз...
Общественники пришли сюда за знаниями о том, как работать со СМИ и освещать свои проекты с их помощью; немногочисленные журналисты выступили в качестве экспертов.
Завкафедрой связей с общественностью журфака ВГУ Елена Топильская провела мастер-класс по составлению пресс-релизов для информирования СМИ, журналист портала 36on.ru дал рекомендации по продвижению новостей НКО в интернете, руководитель воронежской социальной сети рассказал о возможности формирования собственных информационных площадок в сети.
«Кровь, секс и деньги»
Остро встал вопрос о том, почему какие-то темы газеты и каналы охотно освещают, а какие-то – нет. Общественники обвинили журналистов в погоне за «жареными фактами». На это журналист Виктор Беккер привел успешный опыт воронежской общественной организации «Федерация спортивной борьбы»:
– На Западе активно используется формула «Кровь, секс и деньги» – в ней заключено все, что интересует читателя. Но не надо ее понимать слишком буквально. СМИ писали по вашей новости о спортсмене, который победил после операции на сердце: это вопрос здоровья, он укладывается в тему «крови». Другое ваше растиражированное сообщение — о конкурсе «Мисс спортивная борьба». Речь о красоте, любви, женщинах, тут вы подняли тему «секса». Теперь вам осталось рассказать что-то вроде «В соревнованиях принял участие спортсмен-миллионер». Люди очень любят считать деньги в чужих карманах.
Откуда торчат уши?
Среди других причин, почему СМИ не решаются освещать те или иные события общественной жизни, было названо нежелание быть использованным. Блогер Константин Чаплин призвал СМИ к открытости:
— Не надо скрывать своих инвесторов и финансовых отчетов. Ни для кого не секрет, что многие политические деятели продвигают себя при помощи некоммерческих организаций. Например, у депутата воронежской Гордумы Александра Жукова есть замечательный фонд «Доброта» — тоже некоммерческая организация.
Нет ничего плохого в том, что какой-то видный деятель к своей пользе помогает активистам-экологам или борцам с наркоманией. Однако эффективнее делать это в открытую – редакции смогут лучше ориентироваться в теме и не кормить своих читателей пропагандой.
Среди прочих тезисов, председательствовавший на семинаре декан журфака ВГУ и глава ГАЖ Владимир Тулупов, подвел один из итогов встречи: важно, чтобы мероприятии НКО подавались ярко, «драматургично» – именно тогда они становятся информационным поводом для СМИ. Кроме того, общественным организациям необходимо формировать вокруг себя пул журналистов, которых может заинтересовать тот или иной проект в рамках деятельности конкретной НКО.
Цена непонимания
И все-таки, несмотря на обилие конкретных предложений, явственно чувствовалось недопонимание между представителями СМИ и НКО. Примером того мог послужить вопрос представителя Центра поддержки гражданских инициатив «Содействие» – есть ли в воронежских изданиях журналисты, специализирующиеся на теме общественных организаций? Сотрудники изданий, в свою очередь не могли взять в толк, как наличие таких специалистов улучшит освещение общественной жизни региона.
То, что кажется общественникам важным, совсем необязательно приглянется сотрудникам СМИ. Между тем многие подробности, которые могут заинтересовать газету, портал, телеканал и которые можно интересно подать — НКО не могут интересно и аргументировано подать.
«Большинство собравшихся здесь — романтики, вы стремитесь сделать наше общество лучше, руководствуетесь высокими идеалами. Журналисты по сравнению с вами — реалисты, стремятся проверить любые идеалы на их соответствие действительности, поэтому и дальше будут искать в вашей деятельности недостатки, а в ваших убеждениях - слабые стороны. Но призываем вас воспринимать их как своих помощников, — сказано в обращении Гильдии аналитической журналистики по итогам семинара, — Их критический настрой в ходе взаимодействия с общественниками может поспособствовать тому, чтобы вы лучше видели изъяны своих акций, проектов, идей, чтобы ваши замыслы проходили строгую проверку на предмет их ценности и целесообразности для общества».
Текст Андрея Коноплина