Известная воронежская журналистка Алла Холденко умерла после тяжелой болезни

Летнее тепло в конце апреля пообещали воронежцам синоптики

Гороскоп на 21 апреля: удачный день для встреч и составления планов

В апреле горячую воду отключат в 1067 домах Воронежа

В Воронеже построят огромную школу искусств с литературным двориком

За 110 миллионов благоустроят улицу в Семилуках под Воронежем

Новое здание для тубдиспансера планируют построить в Воронеже

В Воронеже непутёвую мать отправили в СИЗО за попытку убить 3-летнюю дочь

Нижний парк дворца Ольденбургских по распоряжению губернатора обновят до конца 2026 года

Северное сияние увидели воронежцы во время сильной магнитной бури

Сегодня как раз тот день, когда случайности не случайны. Так что все встречи и события сегодня являются предвестниками будущего

Воронежцам рассказали о самых востребованных вакансиях 2025 года

Воронежский «Факел» 11 мая сыграет с «Локомотивом» в 28-м туре РПЛ

В Воронеже 10-летнего ребёнка-инвалида оставили без расходников к инсулиновой помпе

Дату завершения отопительного сезона в Воронеже назвали власти

Ямное и Новоживотинное под Воронежем останутся без света 17 апреля

Власти опровергли слухи о закрытии единственного медцентра в воронежском поселке

День очень активный, помните, сегодня вам нужно все или ничего. И это «все» обязательно получите.

Повышенный скоростной режим вернули на участок М-4 «Дон» под Воронежем

До рекордных 720 минут выросла безголевая серия воронежского «Факел» в РПЛ

Воронежская прокуратура нашла более 2000 нарушений при расселении ветхого жилья за 2 года

Воронежцам назвали текущую стоимость популярных пасхальных продуктов

Сезонные маршруты в Воронежской области возобновят работу с 19 апреля

Особое внимание сегодня стоит уделить финансовому сектору своей жизни. А если задумались о кредите, то будьте внимательны вдвойне

В Воронежской области на рабочей неделе потеплеет до +24 градусов

Гороскоп на 14 апреля: эмоциональные качели и тяга на подвиги

Сегодня можете без сомнений положиться на свою интуицию. Она знает, куда вас направить

В Воронеже исчезнут выделенные полосы для общественного транспорта справа

Если вчера помощи от окружающих ждать не стоило, то уже сегодня вы будете окружены вниманием. Главное, не забывать дарить его самому

Спасатели эвакуировали из загоревшейся многоэтажки в Воронеже 20 человек

События

Воронежские молодые поэты ненадолго вышли из Матрицы


ТЕКСТ: Анастасия Сарма

Вчера, 23 января, на сцене воронежского книжного клуба «Петровский» в рамках поэтической программы «На понятном языке» выступили три молодых воронежских поэта – Серафима Ананасова, Родион Прилепин и Эрнесто Заткнитесь.
 
Поэзия «инстаграмма»
 
Три разных молодых поэта относятся к «поколению Y (игрек)», оно же – поколение Миллениум, next, «эхо-бумеры». Отличительная поколенческая черта – глубокая вовлеченность в цифровые и сетевые технологии. Все трое публикуют свои стихи в социальной сети «в контакте», экспериментируют с поэзией, делая из стихов аудиофайлы, накладывают на них специально написанную музыку в стиле хип-хоп и трип-хоп. Например, Эрнесто Заткнитесь и Фима Ананасова работают с группой Bad Bad Roxanne, а Родион Прилепин – со своим товарищем Константином Галушкиным, который не только сочиняет музыку к стихам Родиона и сводит звук, но и снимает профессиональные видеоклипы. Таким образом, сегодняшний «цех поэтов» неотделим от высоких технологий. Они же, повседневные атрибуты успеха молодежи XXI века, уютно чувствуют себя в их стихах. Например, часто встречающиеся поэтические образы - планшет, веб-камера, скайп, смайлики, «инстаграмм».
 
«бывших всегда встречаешь в самых/непредсказуемых местах./шагаешь с другом, на устах /рассказ о фильтрах instagramm’а…», - пишет Эрнесто Заткнитесь.
 
«тогда пусть вырастет яблоня на могиле Стива Джоббса», - говорит лирический герой выступающего с «айпадом» Родиона Прилепина.
 
Это не мешает ребятам иметь хороший литературный вкус, посвящать стихи Чарльзу Буковски и Иосифу Бродскому.
 
- Почему мы собрались такой компанией? Эти ребята – мэйнстрим в лучшем понимании этого слова, - рассказывает Родион Прилепин. - То, что они делают, - это в первую очередь, для друзей. Бродский говорил, что пишет стихи для себя и трех-четырех лучших друзей. Но здесь есть и противоречие: Бродскому было наплевать, а этим ребятам – не наплевать. Они не считают, что поэзия должна быть элитарной. Поэзия – дело народное. И мне это нравится.
 
Не «хаос», а «презумпция»
 
Под псевдонимом Серафима Ананасова скрывается студентка пятого курса журфака ВГУ Василиса. Как объясняет девушка, в выбранном ей псевдониме нет ни аллюзий на «Ананасы в шампанском» Игоря Северянина, ни тайной «ссылки» на Эдуарда Лимонова. На поэтической встрече все желающие могли взять с собой бесплатно первый и пока единственный сборник стихов Фимы «Название «Нет». Сама себя поэтессой девушка не считает:
- Я не люблю, когда меня называют поэтом. Скорее, мне ближе слово «автор», - признается она.
 
Впервые в сборной солянке с другими воронежскими поэтами Серафима выступила совсем недавно - на поэтической встрече, которая прошла в рамках выставки Эдуарда Боякова «Сон в зимнюю ночь». Основная тема стихов Серафимы – несчастная любовь. Расставание с любимым лирическая героиня расценивает как смерть:
 
Тише, мой свет, я держу тебя за руку,
Нам наденут на голову мешок,
Но главное – их не бойся и не юли,
Дальше – хуже, чем пули, отравы и эшафот,
Нам зачитают, что все будет хорошо
И разведут по разным концам Земли.
 
В стихах Фимы Ананасовой встречаются юридические термины, которые получают неожиданную эмоциональную окраску: «я теперь говорю без пауз,/ сны - покруче линчевского/ безумства./ хаос - это для тех, кто любит,/ а у меня не хаос./ у меня презумпция.
 
«Иммунитет к разным формам Апокалипсиса»
 
23-летний Родион Прилепин (имя и фамилия – настоящие) – лауреат творческого конкурса «Культпоход» 2011 года, куратор многих поэтических проектов. С детства занимался спортом, имеет разряд Мастер спорта международного класса по акробатике. Закончил Воронежский государственный физкультурный институт. Заочно пытался получить второе высшее образование - до четвертого курса учился в Санкт-Петербургском университете водных коммуникаций, но сейчас его практически бросил – «полгода не показывался на лекциях».
 
- Мне кажется, что в 17 лет получать высшее образование – неправильно, - признается поэт. - Сомневаюсь, чтобы я смог сделать правильный выбор и в 20 лет. Полтора года назад я решил бросить спорт. Я решил, что моя работа должна быть связана с культурой.
 
Родион – автор двух поэтических сборников – «Записки на холодильнике» и «Пыль с неба». Правда, сейчас он считает, что это были плохие стихи:
 
- Тот, кто это писал, мне уже не нравится. Осталась тройка стихов, которые я бы мог прочитать. Гордиться ими и восхвалять их я не могу, это ужасные стихи.
Перед выступлением Родион Прилепин заранее извинился перед слушателями за нецензурную лексику. Лирический герой поэта – «голый обсаженный хипстер», мечтающий о красных «найках», пользующийся планшетом и «гуглом», имеющий «иммунитет к разным формам Апокалипсиса», читающий Юрия Мамлеева и Чарльза Буковски («Я очень люблю литературу – на «Фактотум» Буковски и «Шатунов» Мамлеева у меня встает»). Выражающийся не только метафорами, но и с помощью крепкого словца:
 
Вечер такой прозрачный, как, бл…, нежный свет голубой.
Мы стоим обх…ченные за водкой и колбасой.
 
Он, конечно, бунтарь общества потребления. Романтик, говорящий языком улиц и банковских клерков: «Слова – это наши вклады, наша денежная листва/Мы проворачиваем такие сделки /У Рокфеллера закружилась бы голова».
 
- Сегодня ты читал насыщенное матом стихотворение. Что бы ты сказал людям, которые считают, что мат в поэзии неприемлем?
 
- Мое мнение есть в одном из моих текстов – «Виртуозный забой электрогитары/У тебя ушки болят? Ты вот такое матерное не ешь?/А во мне – тектонические катастрофы, наводнения и пожары,/Короче, чистый лютует трэш». Не нравится – не слушай. Я сам стараюсь не злоупотреблять матом. Просто без этого я бы соврал. Когда я читаю стихи, мне больше всего не нравится врать, нравится говорить честные вещи. Если бы я сегодня это «запикал», то с моей стороны это было бы вранье. Я сделал то, что должен был сделать как поэт: взрываться, раскрываться. Быть предельно искренним.
 
- Приходится ли тебе сталкиваться с цензурой на сайте «Стихи.ру», где ты публикуешь свою поэзию?
 
- Раньше там цензуры не было, но сейчас автоматически проверяется каждое слово, и, если есть ненормативная лексика, ставятся «звездочки». Но «в контакте» ничего подобного нет, поэтому там я могу оставлять свои стихи в первозданном виде.
 
«Я встретил Путина в плацкарте»
 
Третий участник поэтического вечера – Эрнесто Заткнитесь, он же – Дмитрий Ромащенко – выпускник филфака ВГУ по специальности литературовед. Учился на кафедре русской литературы ХХ века, а диплом получил в 2011 году. Стал победителем поэтического слэма, проходившего в сентябре в рамках фестиваля «Чернозем». На днях Эрнесто будет участвовать в отборочном туре самого крупного российского рэп-баттла. Свое выступление на вечере поэт начал с ироничного стихотворения «Я встретил Путина в плацкарте», ироничная же линия продолжилась в «Сшей мне, матушка, носки из девяностых». Лирический герой Заткнитесь не только ёрничает. Он страдает от любви на расстоянии (например, стихотворение «Посвящается Скайпу»):
 
пусть ночи переводит наугад
мои стихи стенографистка-вьюга.
меж нами километры и гирлянды автострад,
вокзалы тишины, вагоны звука.
но каждый вечер - как же близок взгляд.
как тонем мы в веб-камерах друг друга...
 
- Ты много экспериментируешь с хип-хопом. Что для тебя первичнее – музыка или слово?
 
- Конечно, слово, а формы его подачи постоянно меняются. Я не всегда уверен, что я конкретно делаю: стихи, хип-хоп или что-то еще. Главное – чтобы мне нравился текст на бумаге, это очень важно. Потому что многие тексты, которые хорошо звучат у современных поэтов или современных хип-хоп исполнителей, на бумаге выглядят не очень хорошо. Я стремлюсь к обратному. Хорошо, если стихи становятся органичны и в аудиоформате. Мне кажется, что современный хип-хоп занимает примерно ту же нишу, что занимала и бардовская песня, и диссидентские выходки.
 
- Близка ли тебе хип-хоп культура?
 
- Та, что существует в России, не близка. Меня вдохновляет то, что происходит на Западе, в независимом хип-хопе. В поэзии я ориентируюсь на Серебряный век, на шестидесятников и некоторых современных поэтов. Авторитеты для меня - Мандельштам, Губанов, Бродский, конечно.
 
- Поэзией нельзя заработать на жизнь?
 
- Можно, конечно. Если хочешь заработать сиюминутно, то самый простой путь – очень простыми, томными интонациями читать очень простые вещи (типа «Я тебя любил, а ты от меня ушла»). Чтобы это не было пошлостью, но в то же время было крайне понятно. Тогда ты соберешь большую аудиторию и будешь зарабатывать. Я знаю многих ребят, к которым таким образом пришла слава. И я бы не сказал, что это плохо. Просто у них талант, скорее, не поэтический, а артистический. У меня есть знакомый поэт из Днепропетровска, Дима Олейник. В тексте он обыкновенен и неинтересен, но он читает красивым голосом, подает стихи в хорошей манере, на его вечерах уютно. Поэтому он собирает большую аудиторию, ездит на гастроли и вообще не работает. То же самое касается питерской поэтессы Стефании Даниловой. Меня же поэзия пока не кормит.