Какую роль играют медиа в создании нового миропорядка

В Воронеже на детской площадке заметили маму с лисятами

 

Выяснилось, сколько воронежцев пострадали во время страшного урагана
 

Воронежцам назвали первоочередные 12 зон отдыха, подлежащие благоустройству

В Воронеже за год спрос на аренду студий вырос на 18%

«Ночь музеев-2024» в Воронеже: куда идти и что смотреть

Рационализм вчерашнего дня, к сожалению, будет слегка приглушен. На первый план выйдут эмоции, причем, не факт, что позитивные.

В Воронежской области подорвали 14 мин времен ВОВ

Две девушки ответят в суде за поцелуй в баре в центре Воронежа

На XII Медиафоруме в Воронеже выяснили, как побеждать в инфовойнах

В Воронежской области с начала 2024 года выявили 23 случая бешенства у животных

В парках Воронежа пройдут концерты под открытым небом

На XII Медиафоруме в Воронеже выяснили, как побеждать в инфовойнах

Заведующую кафедрой воронежского вуза осудили за взятки от студентов
 

Женщина и подросток пострадали в ДТП с перевернувшимся автомобилем под Воронежем

Популярный бар закрыли в центре Воронежа

Эмоциональность предыдущих двух дней пойдет на спад, начнет включаться рациональное мышление.

В Воронеже ищут подрядчиков для осенней высадки более 500 деревьев

В Воронеже задержанным на стадионе «Факел» мигрантам вручили повестки

Юных диверсантов отправили под стражу за поджог железной дороги под Воронежем

Синоптики рассказали, когда в Воронеже ожидается дождь

Душевное состояние у многих людей сегодня будет, увы, не лучшим.

Мусорный полигон горит в Воронежской области

Жительница Воронежской области попалась на “сладком” мошенничестве
 

Глава администрации Петропавловского района Воронежской области Юрий Шевченко ушел в отставку

Екатерина Мизулина встретится со школьниками и студентами в Воронеже

Воронежские врачи спасли пациентку из Белгорода с редчайшим заболеванием

Стало известно, подорожают ли продукты после гибели урожая в Воронеже

В Воронеже строительство стадиона «Факел» планируют завершить к середине июля

Воронежскую область накроет новая магнитная буря

События 1776

Эксперт Сергей Маклаков: «Создание фейков – это уже отдельная профессия»

some alt text
14 июля в Воронеже на X Открытом медиафоруме выступил Сергей Маклаков. Он рассказал о том,  какие бывают фейки, откуда они берутся и дал совет, как не стать жертвой таких новостей. Чем же фейковые новости опасны для общественности и как их верифицировать?
 

АНО «Диалог» в 2020 начала свою работу по выявлению фейковых сообщений, связанных с пандемией. Сейчас деятельность расширилась до всех тематик. На базе АНО «Диалог» выстроена система верификации с органами исполнительной власти, в рамках которой мы можем оперативно получать данные от органов власти. Работает АНО «Диалог» по следующей схеме:
 
  • Выявление;
  • Верификация;
  • Планирование;
  • Опровержение;
  • Оценка и контроль.
У фейка много понятий и определений. Сергей выделил свое: «Фейк – это информация о реальном или выдуманном новостном событии, опубликованная в СМИ и/или социальных медиа, представляющая собой недостоверное сообщение о социально значимых явлениях и происшествиях. Это своего рода информационный вброс, который содержит ложные или искаженные данные провокационного, резонансного или пугающего характера».

Какими чаще всего бывают фейки? 
 
  • Заведомо ложная информация;
  • Частично достоверная или намеренно искаженная информация;
  • Манипулятивная подача;
  • Поддельные сайты и аккаунты;
  • Мошеннические ресурсы;
  • Технически искаженные материалы (дипфейк, монтаж, фотошоп).
Фейки и дезинформация существовали с древних времен. Например, Октавиан распространял фальшивые новости об Антонии, напрямую влияя на его репутацию и политический вес. А вот в 1835 году NewYork Sun опубликовал шесть статей о жизни на Луне, снабженных иллюстрациями голубых единорогов. 
 

Понимая законы создания фейков, можно прояснить механизмы его воздействия и причины популярности.
 
Существует пять таких законов: 
 
  • Как правило контекст фейков не является самостоятельным сюжетом, а имеет больше нарратива определенной тематики;
  • Собственная драматургия: завязка, кульминация, развязка действия;
  • Формируются с позиции разных повествователей – как от первого лица, так и от третьего;
  • В процессе распространение и пересказа обрастает новыми подробностями;
  • Нарратив фейка может строиться как вокруг протагониста, так и вокруг антагониста;
В наше время развитие информационных технологий кардинально меняет ситуацию с фейками. У нас есть четкая эффективная система трансляции фейков за счет ресурсов, скорости интернета и тд. Каждый день появляются новые источники. Все это влияет на степень верификации транслируемой информации и способность людей освоить все объем фейков. 

Чаще всего фейки распространяются через:
 
  • UCC платформы;
  • Псевдонаучные источники;
  • Традиционные и электронные СМИ;
  • Мессенджеры и чаты.
 
 – Очень часто люди говорят: «Фейки – это некий тренд, мыльный пузырь, интерес к которому рано или поздно пропадет». Я не разделяю этого мнения, так как, во-первых, мы видим, что с каждым новым важным социо-политическим явлением (ковид, выборы, СВО) уровень дезинформации повышается. Во-вторых, есть несколько примеров, когда глупые новости приводили к трагедиям. Например, жительница Москвы прочла в интернете, что если заразиться коронавирусом в легкой форме, то переболеешь в легкой форме. В итоге москвичка умерла, а вся ее семья была госпитализирована с тяжелой формой, – рассказал Маклаков.

В 2021 году было проведено исследование, в котором был оценен масштаб распространения дезинформации. Оценка объема фейков, появившихся в СМИ, составила около 4% (1000 ситуаций). 
 
«Более 50% фейков распространялись в иностранных соцсетях. Стоит отметить, что буквально за пару месяцев СВО мы выявили практически столько фейков, сколкоь было за весь 2021 год (количество уникальных фейков выросло в 5 раз)», - отметил Сергей.

Самыми популярными темами фейков является:
 
  • Политическая сфера и государственная безопасность;
  • Здравоохранение;
  • Социально значимые происшествия.
Комментирование фейковых сообщений на данные темы, сопровождается повышенным эмоциональным и коммуникативным напряжением. Наиболее сильный отклик был замечен на политическую тему. 30% людей требуют властей разрешить проблему. Второе место занимают социально значимые происшествия. Именно эти фейки на 19% актуализируют защитную реакцию отрицания. Здравоохранение вызывает у 18% особое напряжение и переживание барьера.  
 

Механики дезинформации:
 
  • Фабрикация и подделка;
  • Кликбейт;
  • Ложные выводы;
  • Псевдонаука и конспирология;
  • Фрейминг и односторонняя подача;
  • Ложная атрибуция;
  • Повторение ложных тезисов.
В основном создают фейки деструктивные и запрещенные организации, активистские и политические организации, иностранные источники, ботофермы и креофермы. СМИ и рядовые пользователи косвенно относятся к этому списку, чаще всего они являются оружием в руках создателей фейков. 

– Сейчас создание фейков – это уже отдельная профессия. Не только мы понимаем степень пагубного влияния, но и различного рода организации активно этим пользуются. Есть целые ботофермы, которые создают и распространяют фейки с целью достижения определенных целей.

Определить фейки можно по:
 
  • кликбейтному заголовку;
  • по орфографии (чаще всего такие тексты написаны с ошибками из-за плохого перевода);
  • анонимной атрибуции информации («известный ученый», «уже всем известно и доказано»);
  • перекладывании ответственности за достоверность данных («знакомый, друг, родственник из ФСБ»);
  • настойчивой просьбы о распространении («поделитесь с близкими», «срочно отправь другу»);
  • конструкции раскрытия правды («наконец выяснилось», «правда вскрыта», «нас обманывали» и т.п.);
  • призывов к онлайн и офлайн действиям («пишите заявления», «выходите на баррикады», «закупайтесь продуктами, не пейте воду» и т.п.);
  • неверному датированию события, использованию старых фото и видео, не относящихся к данным событиям и тд.
 
Правила верификации фейков:
 
  • ищите первоисточник;
  • анализируйте источник — он не должен вызывать сомнения;
  • абстрагируйтесь от шаблонов и стереотипов;
  • «Правило даблчек» (проверка по двум источникам);
  • «Правило: проверь – перепроверь – проверь еще раз».
Существует множество инструментов, помогающих распознать фейк. Например, поиск по фото, ВебАрхив («cache:», сайт и плагин Wayback Machine), проверка монтажа (IPEGsnoop, Photoshop), проверка дипфейков (scanner.deepware.ai), специальные запросы и инструменты (dork, OSINT).  

После теоретической части Сергей Маклаков подготовил интерактив. Участники форума посмотрели короткий видеоролик о том, что в детских учебниках публикуется реклама. Правда это или нет? Каждому предстояло разобраться и рассказать свою схемы верификации данного фейка. Совместное расследование доказало – что это фейк, который был создан как маркетинговая реклама. 
 
Автор текста и фото: Екатерина Дыгало
 
КАТЕГОРИЯ 16+
 
фото - 36on
 

 
Организаторы:
 
Правительство Воронежской области
 
 
 
Союз журналистов
 
 
 

Официальные партнеры:

 

Генеральный радио-партнер:

Главный HR-партнер: