АНО «Диалог» в 2020 начала свою работу по выявлению фейковых сообщений, связанных с пандемией. Сейчас деятельность расширилась до всех тематик. На базе АНО «Диалог» выстроена система верификации с органами исполнительной власти, в рамках которой мы можем оперативно получать данные от органов власти. Работает АНО «Диалог» по следующей схеме:
- Выявление;
- Верификация;
- Планирование;
- Опровержение;
- Оценка и контроль.
Какими чаще всего бывают фейки?
- Заведомо ложная информация;
- Частично достоверная или намеренно искаженная информация;
- Манипулятивная подача;
- Поддельные сайты и аккаунты;
- Мошеннические ресурсы;
- Технически искаженные материалы (дипфейк, монтаж, фотошоп).
Понимая законы создания фейков, можно прояснить механизмы его воздействия и причины популярности.
- Как правило контекст фейков не является самостоятельным сюжетом, а имеет больше нарратива определенной тематики;
- Собственная драматургия: завязка, кульминация, развязка действия;
- Формируются с позиции разных повествователей – как от первого лица, так и от третьего;
- В процессе распространение и пересказа обрастает новыми подробностями;
- Нарратив фейка может строиться как вокруг протагониста, так и вокруг антагониста;
Чаще всего фейки распространяются через:
- UCC платформы;
- Псевдонаучные источники;
- Традиционные и электронные СМИ;
- Мессенджеры и чаты.
– Очень часто люди говорят: «Фейки – это некий тренд, мыльный пузырь, интерес к которому рано или поздно пропадет». Я не разделяю этого мнения, так как, во-первых, мы видим, что с каждым новым важным социо-политическим явлением (ковид, выборы, СВО) уровень дезинформации повышается. Во-вторых, есть несколько примеров, когда глупые новости приводили к трагедиям. Например, жительница Москвы прочла в интернете, что если заразиться коронавирусом в легкой форме, то переболеешь в легкой форме. В итоге москвичка умерла, а вся ее семья была госпитализирована с тяжелой формой, – рассказал Маклаков.
В 2021 году было проведено исследование, в котором был оценен масштаб распространения дезинформации. Оценка объема фейков, появившихся в СМИ, составила около 4% (1000 ситуаций).
«Более 50% фейков распространялись в иностранных соцсетях. Стоит отметить, что буквально за пару месяцев СВО мы выявили практически столько фейков, сколкоь было за весь 2021 год (количество уникальных фейков выросло в 5 раз)», - отметил Сергей.
Самыми популярными темами фейков является:
- Политическая сфера и государственная безопасность;
- Здравоохранение;
- Социально значимые происшествия.
Механики дезинформации:
- Фабрикация и подделка;
- Кликбейт;
- Ложные выводы;
- Псевдонаука и конспирология;
- Фрейминг и односторонняя подача;
- Ложная атрибуция;
- Повторение ложных тезисов.
– Сейчас создание фейков – это уже отдельная профессия. Не только мы понимаем степень пагубного влияния, но и различного рода организации активно этим пользуются. Есть целые ботофермы, которые создают и распространяют фейки с целью достижения определенных целей.
Определить фейки можно по:
- кликбейтному заголовку;
- по орфографии (чаще всего такие тексты написаны с ошибками из-за плохого перевода);
- анонимной атрибуции информации («известный ученый», «уже всем известно и доказано»);
- перекладывании ответственности за достоверность данных («знакомый, друг, родственник из ФСБ»);
- настойчивой просьбы о распространении («поделитесь с близкими», «срочно отправь другу»);
- конструкции раскрытия правды («наконец выяснилось», «правда вскрыта», «нас обманывали» и т.п.);
- призывов к онлайн и офлайн действиям («пишите заявления», «выходите на баррикады», «закупайтесь продуктами, не пейте воду» и т.п.);
- неверному датированию события, использованию старых фото и видео, не относящихся к данным событиям и тд.
- ищите первоисточник;
- анализируйте источник — он не должен вызывать сомнения;
- абстрагируйтесь от шаблонов и стереотипов;
- «Правило даблчек» (проверка по двум источникам);
- «Правило: проверь – перепроверь – проверь еще раз».
После теоретической части Сергей Маклаков подготовил интерактив. Участники форума посмотрели короткий видеоролик о том, что в детских учебниках публикуется реклама. Правда это или нет? Каждому предстояло разобраться и рассказать свою схемы верификации данного фейка. Совместное расследование доказало – что это фейк, который был создан как маркетинговая реклама.