Призывник из воронежской Бутурлиновки получил штраф за уклонение от военной службы

Воронежцев испугали похожие на взрывы громкие звуки

Бухгалтера управления физкультуры и спорта обвиняют в присвоении 6 млн рублей в Воронежской области

Жители домов в Железнодорожном районе Воронежа временно останутся без холодной воды

Трудовая инспекция начала свое расследование после смертельного пожара на воронежском заводе
 

Воронежцев эвакуировали из ТЦ «Галерея Чижова»

«Это портал?». Воронежцы поделились кадрами огромной ямы у парковки 

История об избиении 14-летней девочки в Воронеже дошла до Бастрыкина 

За год в Воронежской области сократилось количество крупного рогатого скота

20 пожарных расчетов борются с огнем на улице Солнечной в Воронеже

Большинство воронежцев не готовы отказаться от наличных

Воронежцы не могут добиться расселение признанного опасным для проживания векового деревянного дома

Синоптики рассказали о погоде в Воронеже на длинной рабочей неделе

Рок-фестиваль «Чернозём» может вернуться в Тамбов

Молодого водителя BMW оштрафовали за дрифт под окнами домов в Воронеже

Разбитые пробирки с кровью на дороге напугали воронежцев

Воронежцев попросили не пугаться сирен сегодня днем на левом берегу

В Воронежской области подорожали сосиски, помидоры и чай. 

Жара до +26 градусов ожидается в Воронеже в выходные

Боец из Воронежской области погиб в зоне СВО
 

В Воронеже у «Максимира» заметили много пожарных машин: из ТЦ эвакуированы десятки человек

В Воронеже в выходные потеплеет до +27 градусов

Последствия падения БПЛА в Воронеже показали на фото. На месте работают специалисты.

Свет и воду отключили в двух районах Воронежа

В Воронеже сотрудница тренажёрного зала нашла подработку и потеряла 225 тысяч рублей

Поездка пенсионеров в воронежской маршрутке закончилась в больнице

В Воронеже начала обваливаться многоэтажка на Шишкова

Что делать при обнаружении упавшего БПЛА или его обломков, рассказал воронежцам губернатор

Мэр рассказал о последствиях ночной атаки БПЛА в Воронеже

Над Воронежской областью ночью сбили три метеозонда

События 1776

Эксперт Сергей Маклаков: «Создание фейков – это уже отдельная профессия»

some alt text
14 июля в Воронеже на X Открытом медиафоруме выступил Сергей Маклаков. Он рассказал о том,  какие бывают фейки, откуда они берутся и дал совет, как не стать жертвой таких новостей. Чем же фейковые новости опасны для общественности и как их верифицировать?
 

АНО «Диалог» в 2020 начала свою работу по выявлению фейковых сообщений, связанных с пандемией. Сейчас деятельность расширилась до всех тематик. На базе АНО «Диалог» выстроена система верификации с органами исполнительной власти, в рамках которой мы можем оперативно получать данные от органов власти. Работает АНО «Диалог» по следующей схеме:
 
  • Выявление;
  • Верификация;
  • Планирование;
  • Опровержение;
  • Оценка и контроль.
У фейка много понятий и определений. Сергей выделил свое: «Фейк – это информация о реальном или выдуманном новостном событии, опубликованная в СМИ и/или социальных медиа, представляющая собой недостоверное сообщение о социально значимых явлениях и происшествиях. Это своего рода информационный вброс, который содержит ложные или искаженные данные провокационного, резонансного или пугающего характера».

Какими чаще всего бывают фейки? 
 
  • Заведомо ложная информация;
  • Частично достоверная или намеренно искаженная информация;
  • Манипулятивная подача;
  • Поддельные сайты и аккаунты;
  • Мошеннические ресурсы;
  • Технически искаженные материалы (дипфейк, монтаж, фотошоп).
Фейки и дезинформация существовали с древних времен. Например, Октавиан распространял фальшивые новости об Антонии, напрямую влияя на его репутацию и политический вес. А вот в 1835 году NewYork Sun опубликовал шесть статей о жизни на Луне, снабженных иллюстрациями голубых единорогов. 
 

Понимая законы создания фейков, можно прояснить механизмы его воздействия и причины популярности.
 
Существует пять таких законов: 
 
  • Как правило контекст фейков не является самостоятельным сюжетом, а имеет больше нарратива определенной тематики;
  • Собственная драматургия: завязка, кульминация, развязка действия;
  • Формируются с позиции разных повествователей – как от первого лица, так и от третьего;
  • В процессе распространение и пересказа обрастает новыми подробностями;
  • Нарратив фейка может строиться как вокруг протагониста, так и вокруг антагониста;
В наше время развитие информационных технологий кардинально меняет ситуацию с фейками. У нас есть четкая эффективная система трансляции фейков за счет ресурсов, скорости интернета и тд. Каждый день появляются новые источники. Все это влияет на степень верификации транслируемой информации и способность людей освоить все объем фейков. 

Чаще всего фейки распространяются через:
 
  • UCC платформы;
  • Псевдонаучные источники;
  • Традиционные и электронные СМИ;
  • Мессенджеры и чаты.
 
 – Очень часто люди говорят: «Фейки – это некий тренд, мыльный пузырь, интерес к которому рано или поздно пропадет». Я не разделяю этого мнения, так как, во-первых, мы видим, что с каждым новым важным социо-политическим явлением (ковид, выборы, СВО) уровень дезинформации повышается. Во-вторых, есть несколько примеров, когда глупые новости приводили к трагедиям. Например, жительница Москвы прочла в интернете, что если заразиться коронавирусом в легкой форме, то переболеешь в легкой форме. В итоге москвичка умерла, а вся ее семья была госпитализирована с тяжелой формой, – рассказал Маклаков.

В 2021 году было проведено исследование, в котором был оценен масштаб распространения дезинформации. Оценка объема фейков, появившихся в СМИ, составила около 4% (1000 ситуаций). 
 
«Более 50% фейков распространялись в иностранных соцсетях. Стоит отметить, что буквально за пару месяцев СВО мы выявили практически столько фейков, сколкоь было за весь 2021 год (количество уникальных фейков выросло в 5 раз)», - отметил Сергей.

Самыми популярными темами фейков является:
 
  • Политическая сфера и государственная безопасность;
  • Здравоохранение;
  • Социально значимые происшествия.
Комментирование фейковых сообщений на данные темы, сопровождается повышенным эмоциональным и коммуникативным напряжением. Наиболее сильный отклик был замечен на политическую тему. 30% людей требуют властей разрешить проблему. Второе место занимают социально значимые происшествия. Именно эти фейки на 19% актуализируют защитную реакцию отрицания. Здравоохранение вызывает у 18% особое напряжение и переживание барьера.  
 

Механики дезинформации:
 
  • Фабрикация и подделка;
  • Кликбейт;
  • Ложные выводы;
  • Псевдонаука и конспирология;
  • Фрейминг и односторонняя подача;
  • Ложная атрибуция;
  • Повторение ложных тезисов.
В основном создают фейки деструктивные и запрещенные организации, активистские и политические организации, иностранные источники, ботофермы и креофермы. СМИ и рядовые пользователи косвенно относятся к этому списку, чаще всего они являются оружием в руках создателей фейков. 

– Сейчас создание фейков – это уже отдельная профессия. Не только мы понимаем степень пагубного влияния, но и различного рода организации активно этим пользуются. Есть целые ботофермы, которые создают и распространяют фейки с целью достижения определенных целей.

Определить фейки можно по:
 
  • кликбейтному заголовку;
  • по орфографии (чаще всего такие тексты написаны с ошибками из-за плохого перевода);
  • анонимной атрибуции информации («известный ученый», «уже всем известно и доказано»);
  • перекладывании ответственности за достоверность данных («знакомый, друг, родственник из ФСБ»);
  • настойчивой просьбы о распространении («поделитесь с близкими», «срочно отправь другу»);
  • конструкции раскрытия правды («наконец выяснилось», «правда вскрыта», «нас обманывали» и т.п.);
  • призывов к онлайн и офлайн действиям («пишите заявления», «выходите на баррикады», «закупайтесь продуктами, не пейте воду» и т.п.);
  • неверному датированию события, использованию старых фото и видео, не относящихся к данным событиям и тд.
 
Правила верификации фейков:
 
  • ищите первоисточник;
  • анализируйте источник — он не должен вызывать сомнения;
  • абстрагируйтесь от шаблонов и стереотипов;
  • «Правило даблчек» (проверка по двум источникам);
  • «Правило: проверь – перепроверь – проверь еще раз».
Существует множество инструментов, помогающих распознать фейк. Например, поиск по фото, ВебАрхив («cache:», сайт и плагин Wayback Machine), проверка монтажа (IPEGsnoop, Photoshop), проверка дипфейков (scanner.deepware.ai), специальные запросы и инструменты (dork, OSINT).  

После теоретической части Сергей Маклаков подготовил интерактив. Участники форума посмотрели короткий видеоролик о том, что в детских учебниках публикуется реклама. Правда это или нет? Каждому предстояло разобраться и рассказать свою схемы верификации данного фейка. Совместное расследование доказало – что это фейк, который был создан как маркетинговая реклама. 
 
Автор текста и фото: Екатерина Дыгало
 
КАТЕГОРИЯ 16+
 
фото - 36on
 

 
Организаторы:
 
Правительство Воронежской области
 
 
 
Союз журналистов
 
 
 

Официальные партнеры:

 

Генеральный радио-партнер:

Главный HR-партнер: