Заместитель руководителя департамента здравоохранения Воронежской области Наталия Нехаенко, открывая встречу, напомнила, что в рамках национального проекта «Здоровье» и программы модернизации здравоохранения воронежские медучреждения получили более 12 тысяч единиц современного оборудования на сумму порядка 4 млрд руб. Это позволило кардинально повысить качество оказываемой населению медицинской помощи. Однако проведенные масштабные закупки импортного оборудования в условиях возникших колебаний курсов валют вскрыли важную проблему: необходимо выделение средств на обеспечение оборудования комплектующими.
Заведующая педиатрическим стационаром бюджетного учреждения здравоохранения «Воронежская областная клиническая больница № 1» Людмила Ипполитова также отметила необходимость ежегодных региональных бюджетных вложений в приобретенное высокотехнологичное оборудование.
- Мы сегодня вышли на хорошие результаты в сфере здравоохранения. Но если не будем финансировать текущее обновление его технической базы, то рискуем не удержать заданную планку качества оказываемой помощи, - сказала она.
Председатель Комитета Воронежской областной Думы по охране здоровья, главный врач БУЗ ВО «Воронежский областной клинический онкологический диспансер» Иван Мошуров отметил, что проведенная модернизация позволила медучреждению войти в число лучших онкодиспансеров РФ по целому ряду показателей.
- За два года - в семерке лучших онкодиспансеров России по лучевой терапии. Ежедневно ее у нас получает около 250 человек. Тогда как много лет считалось, что в Воронежской области лучевую терапию проводят на очень низком уровне. Еще один показатель – число проводимых операций. В 2014-м году их сделали около 8 тысяч – или в два раза больше, чем в 2013-м, - подчеркнул Иван Мошуров.
Но рост цен на комплектующие – серьезная проблема и для онкодиспенсера. Только текущее функционирование оборудования медучреждения требует затрат не менее 35 млн. руб. в год.
- Необходимо обеспечить бесперебойную работу закупленного в рамках модернизации оборудования. Потенциальная поломка любого аппарата может обернуться еще большими затратами, - отметил Иван Мошуров. В качестве одного из механизмов решения вопроса он назвал систему страхования оборудования.
Также председатель Комитета Воронежской областной Думы по охране здоровья поднял тему государственно-частного партнерства в системе оказания онкологической помощи населению.
- Есть определенный перечень крайне дорогостоящего оборудования, которое нам приобретать и содержать невыгодно. Но оно есть в частном онкологическом диспансере. Для региона эффективнее закупать у частника услуги по обследованию воронежцев, чем предназначенные для этого аппараты. При этом для граждан процедуры остаются полностью бесплатными – за них рассчитывается государство через механизм ФОМС или за счет бюджета области. Например, в 2014 году воронежцы получили за деньги ФОМС 1620 ПЭТ-КТ исследований, и еще 50 процедур на кибер-ноже за счет бюджета области. Подобная схема опробована далеко не во всех регионах. Воронежская область выступает в этом вопросе в числе первопроходцев. И это только первые шаги в использовании механизма государственно-частного партнерства, - подчеркнул Иван Мошуров.
Депутат Воронежской областной Думы, профессор Воронежской Государственной Медицинской Академии им. Бурденко Татьяна Бережнова подняла в рамках дискуссии вопрос кадрового обеспечения отрасли. На сегодня он актуален и для Воронежа, но, в первую очередь, для районов, отдаленных от областного центра.
- С 2012 года в регионе действует программа «Земский доктор». В ее рамках врачи, переезжающие работать в село, получают 1 млн. руб. подъёмных. С 2015 года подобная льгота распространена не только на села, но и поселки городского типа. Кроме того, если до этого деньги получали врачи до 35 лет, то теперь планка поднята до 45 лет. Как следствие, в сельскую местность приехало порядка 200 молодых специалистов. Но полностью это проблему не снимает. Важнейшим механизмом ее решения является целевой набор в медакадемию. Однако на сегодня мы нередко сталкиваемся с ситуациями отказа «целевиков» работать на селе после окончания вуза. Считаю, что здесь необходимо принимать меры сразу по трем направлениям. Во-первых, пересматривать сами договора со студентами, повышать их ответственность за исполнение взятых на себя обязательств. Во-вторых, необходима воспитательная работа с будущими кадрами, как на уровне медучреждений, направивших «целевиков» в академию, так и в вузе. И, в-третьих, создание более привлекательных условий в местах, куда должны прийти на работу выпускники, отучившиеся по целевому направлению, - отметила Татьяна Бережнова.