Пожалуй, ни одна мера российского правительства в этом году не вызвала столь бурной реакции граждан, как введение обязательных QR-кодов о вакцинации от вируса Covid-19. Не стала исключением и Воронежская область.
Число обращений воронежцев в прокуратуру по поводу ковид-ограничений за последний месяц резко возросло и превысило 200 — приводят слова прокурора Воронежской области Николая Савруна «Вести-Воронеж». Жалобы касаются QR-кодов и масочного режима.
В начале ноября около 30 человек пришли в приёмную губернатора, чтобы встретиться лично с главой региона или его заместителем Виталием Шабалатовым, который подписал указ о введении системы QR-кодов. Они хотели в руки передать руководителям региона письмо с требованием отменить систему цифровых документов за подписью более 1000 человек. А на прошлой неделе Воронежский областной суд начал рассмотрение дела об отмене QR-кодов. Коллективный иск недовольные граждане подали к губернатору Александру Гусеву, и 8 декабря состоялось предварительное заседание по делу.
Заявление главы областного правительства о том, что дискуссия о введении QR-кодов должна быть закончена, очевидно, только усилило недовольство воронежцев, не получивших ответов на свои вопросы. А жёсткий федеральный законопроект о запрете гражданам покупать авиационные и железнодорожные билеты подлил в огонь бензина и усилил человеческие страхи: например, о том, что скоро без штрихованного квадратика в гаджете, наверное, нельзя будет не то, что попасть в магазин и автобус, но и просто выйти из дома. Надо сказать, что внезапность и скорость антиковидных мер осенью этого года распространению всевозможных слухов весьма способствовала. Всё это сопровождается жёстким противостоянием сторонников и противников антиковидных мер.
Главные аргументы сторонников вакцинации и введения QR-кодов:
• только всеобщая вакцинация может помочь победить пандемию;
• невакцинированные люди подвергают опасности не только себя, но и здоровье окружающих, в том числе детей;
• вакцинация снижает нагрузку на учреждения здравоохранения, поскольку у принявших медицинский препарат меньше шансов заразиться — и болеют они, в основном, в лёгкой форме;
• эпидемия отрицательно влияет на экономику, и всеобщая вакцинация необходима, чтобы избежать жёстких ограничительных мер и локдаунов;
• профессиональные медики однозначно за вакцинацию, а те врачи, которые выступают против, — обычные шарлатаны, которых надо гнать из профессии.
Главные аргументы противников вакцинации и введения QR-кодов:
• принудительная вакцинация недопустима, поскольку она попирает основные конституционные и онтологические свободы граждан, в том числе возможность самим распоряжаться своим здоровьем;
• вакцинированные люди тоже заболевают, причём в тяжелой форме, и тоже умирают, а предпринимаемые меры не минимизируют распространения инфекции;
• принятие вакцины чревато тяжёлыми последствиями для здоровья, включая летальный исход;
• всеобщая вакцинация нужна власти для хорошей статистки, в том числе перед зарубежными государствами и ВОЗ;
• отсюда де-факто невозможность нормально получить медотвод — чтобы не портить статистику (плюс большие очереди в поликлиниках);
• примеры зарубежных стран показывают, что даже в те из них, где вакцинация была наиболее эффективна (например, в Израиль), приходят новые волны эпидемии;
• всеобщую вакцинацию лоббируют фармацевтические компании;
• вакцинацию и QR-коды продвигает крупный капитал — для уничтожения малого и среднего бизнеса.
Добавим сюда ещё и субъективно-метафизические доводы противников всеобщей вакцинации и QR-кодов.
• религиозный аспект (в стихе 13 откровений Иоанна Богослова предсказывается, что после прихода Антихриста никто не будет иметь права ничего покупать и продавать, кроме тех, на ком начертано «число Зверя»);
• «теория заговора» — всеобщая вакцинация нужна для некого чипириования людей;
• коронавирус создан искусственно, поэтому специально используется для уменьшения населения Земли, соответственно — вакцинация только помогает заговорщикам.
Клинч сторонников и противников вакцинации привёл к яростной информационной войне в медиапространстве. Государственная пропаганда клеймит антиваксеров, называя их убийцами (особенно в этом преуспел Владимир Соловьёв и его коллеги на «Вестях ФМ»). В понедельник на канале RT вышла программа Антона Красовского «Враги народа» — именно о публичных противниках вакцинации и QR-кодов. Несогласные же заявляют, что власти с помощью инъекций и штрихованных изображений формируют сегрегацию и социальный концлагерь.
Проблема властей ещё и в том, что агрессивная, а временами и оголтелая пропаганда всеобщей вакцинации, вполне может вызывать эффекты бумеранга, реактанса, перенасыщения — и подталкивать людей к противоположным решениям. В условиях авторитаризма источника на российском телевидении создаются условия, когда даже небольшая порция альтернативной информации в интернете заставляет аудиторию задумываться и сомневаться.
Похоже, власть и сама поняла, что перегнула палку. В понедельник спикер Госдумы Вячеслав Володин заявил, что законопроект о введении QR-кодов о вакцинации или наличии антител к коронавирусу на поездах дальнего следования и авиарейсах будет снят с рассмотрения Госдумы. На следующий день на совещании с правительством против принятия закона открыто выступил президент Путин, которого, естественно, сразу поддержали все присутствовавшие на заседании чиновники. Именно этот черновик закона стал главной мишенью противников вакцинации, отмечавших, что он явно противоречит закреплённой в Конституции свободы передвижения. Законодательно это можно было решить весьма просто. Часть 3 статьи 55 Конституции фиксирует, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом … в целях защиты … здоровья).
Однако руководители страны справедливо заметили, что законопроект вызвал слишком серьёзное недовольство среди населения, опросы общественного мнения показывали на резкое неприятие предложенного документа, и даже аполитичные граждане высказывали готовность присоединиться к протестам. А именно публичное недовольство населения, ещё и с возможным выходом на улицу — это то, чего больше всего боится любая власть. И не только в России.
Во Франции антиковидные меры оживили движение жёлтых жилетов, в субботу прошла их самая массовая в этом году акция протеста — против всеобщей вакцинации. Но требования митингующих к этому не свелись — они, разумеется, поднимали и другие острые социальные проблемы — прежде всего, связанные с заработной платой и безработицей. Примерно в таком же духе проходят уличные демонстрации противников «ковид-паспортов» и QR-кодов в Италии, Германии, Голландии, Бельгии, Австрии, Хорватии и других странах.
Но в России, как обычно в последние 10 лет, любые акции протеста стоит рассматривать и сквозь призму повышенного внимания к ним со стороны западных «стейкхолдеров», которым нужен только повод для расшатывания ситуации и фанатичного продвижения темы «цветной революции». Поэтому властям приходится балансировать между вполне понятным желанием побыстрее восстановить экономику после локдаунов и ограничений и боязнью вызвать чрезмерное противостояние граждан. Хаос с попытками не пускать пассажиров в общественный транспорт в обычно послушной своим властям Татарии, открытая неприязнь людей к подобным мерам, на практике проиллюстрировали необходимость большей осторожности.
Проблема всеобщей вакцинации столь сложна и многогранна, а пути борьбы с эпидемией столь неисследимы, что без фразы Ходжи Насретдина «и ты прав, и ты прав» не обойтись. Усилия власти по максимально возможной вакцинации понятны, но сопровождать их разжиганием вражды между гражданами, информационными войнами, ограничением основных жизненных прав людей недопустимо. Необходимы ювелирные, прозрачные и обоснованные меры, добросовестная широкая общественная дискуссия, а не деятельность в стиле слона в посудной лавке. Хорошо, что власти страны и нашей области, в частности, могут поставить себе в заслугу уменьшение количества заболевших коронавирусом за последний месяц; плохо, когда ограничительные меры идут под колпаком агрессии и пренебрежения интересами граждан. К спокойствию и согласию в обществе это точно не приведёт. Особенно хорошо будет, если и дальше власть будет прислушиваться к законному недовольству людей, не доводить до публичной истерики и тем более гражданской вражды.
Фото - Pixabay.