Игра для малыша первого года жизни — не просто забава, а способ познания мира. Играя вместе с мамой, ребёнок приобретает навыки общения, узнает о собственных возможностях.
«Потягушки-порастушки»
Вам потребуется ровная и достаточно твердая поверхность, застеленная мягкой толстой пеленкой или одеяльцем. Положите малыша на спинку, погладьте его по бокам от подмышек до пяточек, потом - ножки, ручки и головку. В ответ кроха потянется, распрямит ножки и ручки. Во время поглаживаний ласковым голосом пропойте текст народной пестушки:
Потягууууууунюшки. Порастууууууунюшки!
А в ножки — ходууууунюшки. А в ручки — хватуууууууунюшки!
А в роток — говороооооооок! А в головку — разумоооооооок!»
Растягивать гласные в этой пестушке очень важно — так малыш научится выделять их из потока речи и подготовится к самостоятельной речевой активности — гулению, гуканью, лепету.
Водичка, водичка!
Проговаривайте эту пестушку, когда умываете малыша.
Водичка, водичка,
Умой мое личико —
Чтоб глазки блестели,
Чтоб щечки горели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Ладушки
Когда вы поёте «Ладушки, ладушки», сначала выпрямляете пальчики малыша на своей ладони. «Где были? У бабушки!» — соедините его ручки ладошка к ладошке. «Что ели? Кашку!» — хлопайте в детские ладоши. «Что пили? Бражку!» - хлопаете еще раз. «Бражка сладенька, бабушка добренька. Попили, поели — кыш, полетели!» — ручки малыша кружите над головой. «На головку сели!» — малыш прикасается к своей голове.
«Кто у нас хороший?»
Одну свою руку подложите под шею и голову малыша, другой придерживайте его ягодицы. Ребенок будет в позе, называемой «на весу». Взяв малыша на руки и произнося стишок, целуйте его ручки, ножки, животик и шейку:
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Машенька хорошая!
Машенька пригожая!
В ямку бух!
Эта потешка отлично подойдет для покачивания малыша у мамы на коленках. Малыши эту игру обожают. Во время слов «по кочкам», «на лошадке» и т.п. колени мамы подпрыгивают, подпрыгивает и малыш. Заканчиваются игра «падением» персонажа («бух!») - при этих словах нужно как бы «уронить» малыша между своими коленями, слегка раздвинув их. Только не очень резко, чтобы кроха не испугался!
Еду-еду к бабе к деду
На лошадке, в красной шапке,
По ровной дорожке
На одной ножке.
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам,
Всё прямо и прямо,
А потом вдруг в яму –
Бух!
Упражнение «На руках»
Малыш находится на руках взрослого «на весу», лицом вниз: одной рукой поддерживайте грудь малыша, а другой – противоположное бедро ребенка. Если его качать, попеременно поднимая и опуская то голову, то таз, тогда в момент опускания головы малыш будет стремиться её удержать:
Ой, качи, качи, качи,
К нам приедут торгачи.
Станут детку покупать,
Мы не будем продавать.
Детку (имя ребенка) мы не отдадим,
Детка (имя ребенка) нам нужна самим.
Упражнение на мяче
Ребенка кладут на большой мяч. Один взрослый фиксирует таз малыша, а другой удерживает вытянутые вперед ручки в области кистей, при этом ребенка раскачивают вперед-назад.
Колокольчик
Наверное, все знают, что малыши любят слушать классическую музыку. К 3 месяцам в играх с ребенком уже можно использовать музыкальные инструменты. Начните с колокольчика. Сначала – маленького (рыболовного), потом – более крупного и, наконец, валдайского. Звеня колокольчиком, подпеваем:
Дин-дон, дин-дон
Колокольца перезвон.
Слышен он со всех сторон,
Дили-дили-дили-дон.
«В какой руке»?
Спрячьте в руке какую-нибудь маленькую игрушку. Откройте руку и покажите её ребёнку. Затем опять закройте. Спросите у малыша: «Где (название игрушки)?» Откройте руку опять и покажите игрушку ребёнку. Используйте другую руку, повторяя игру. Вскоре ребёнок начнёт хватать вашу руку, пытаясь сам достать игрушку. Эта игра учит детей понимать, что предмет, помещённый куда-то, не исчезает.
Игры на развитие мелкой моторики
Такие игры просто необходимы для правильного развития речи. Если с ребенком до года активно занимались такими играми, он раньше начинает говорить, при этом снижается риск развития логопедических дефектов речи.
Сорока-белобока
Эта пальчиковая игра не просто смешит малыша – в ходе игры происходит стимуляция активных точек на ладоне, легкий массаж, развитие мелкой моторики. Играть можно, начиная с рождения. Кстати, круговые движения взрослым пальцем по детской ладони в игре «Сорока-ворона кашу варила, деток кормила» стимулируют работу желудочно-кишечного тракта у малыша. Когда дойдет дело до «кашки», каждый пальчик малыша надо взять за кончик и слегка сжать. Большой пальчик, которому сорока «кашку» не дала, остается напоследок. Его следует слегка «побить».
Сыпучие игры
Насыпьте на поверхность для рисования манку и предложите ребенком порисовать пальчиками. Не менее полезна игра на пересыпание крупы из одной тарелки в другую (щепоткой, пальцами, ложкой). Покажите ему, как нужно насыпать, высыпать, смешивать крупы. Позвольте ему насладиться этим процессом. Без разбрасывания тоже не обойтись, зато какая польза для пальчиков!
Веселые коробочки
Старые коробочки могут стать отличным материалом для игры малыша. Он может вкладывать в них различные предметы, игрушки. Погремите закрытыми коробочками, послушайте, как они звучат. Пусть ребенок ставит одну коробку на другую. Со временем он поймет, что самую большую коробку нужно класть вниз. В каждой крышке сделайте различные геометрические отверстия. Дайте ребенку фигуры и посмотрите, сумеет ли он вставить их в соответствующие отверстия в крышке коробки.
Коробочка с сюрпризом
Возьмите жесткую коробку. Сделайте отверстие сбоку и сверху. Через отверстие пропустите ленту с прикрепленными к ней маленькими предметами. Концы ленты скрепите. Когда ребенок потянет за видимую ему игрушку, выскочит следующая. Малыш начнет ее - вытянет еще одну. Первая игрушка исчезнет в это время в другом отверстии.
Чудо-пуговицы
Возьмите кусок ткани и крепко пришейте пуговицы разного цвета и размера. Рядом можно сделать удобные петельки. Сюда же можно пришить застёжки и пряжки. Это очень полезно для развития мелкой моторики. Малыш будет изучать цвета и формы пуговиц, пытаться застегнуть их на петельки.
«Подбираем крышки»
Поставьте перед ребенком несколько баночек, емкостей (они должны различаться размером и формой) с закрытыми крышками. Предложите открыть все баночки, а потом снова закрыть, правильно подобрав крышки.
Мешочек с сокровищами
Сложить в мешочек пуговки разного размера, кусочки ткани разной фактуры, фигурки из разных материалов (деревянные, пластиковые, металлические), фасолины, различные мелкие предметы. Пусть ребенок запускает туда ручку и перебирает их, учится отличать наощупь материалы, форму. Все это — под вашим присмотром, чтобы ребенок ничего не потянул в рот.
Дотянись!
Поставьте перед малышом неваляшку — он будет пытаться дотянуться до нее. Удалось — неваляшка издает звук к радости малыша. Если не получается — не надо доводить дело до расстройства — незаметно подтолкните игрушку к ребенку. Игра подходит для детей, которые начинают переворачиваться и предпринимать попытки ползти.
«Мой весёлый, звонкий мяч…»
Сядьте друг напротив друга на небольшом расстоянии. Катите малышу мячик, а он вам. Можно бросать мячик, заставлять прыгать по полу. Предложите малышу катить мячик через трубу или туннель. Для этого можно свернуть в трубу резиновый коврик-пенку. Можно прокатить мячик через стул и стол, даже ноги.
Игры с водой
Это одна из любимых детских забав. Кстати, такие игры полезны для развития тактильных ощущений и мелкой моторики. Вода успокаивает, дарит положительные эмоции. А что может быть лучше, чем счастливое лицо ребенка!
Игра со струей воды
Подставляйте под струю ладошку ребенка, изучайте падение воды, разбрызгивайте ее. Можно, например, предложить ему наполнить водой сначала стакан, а потом — столовую ложку. Причем струя воды может быть как теплой, так и холодной, как сильной, так и тонкой.
Водопад
Вам понадобятся любые игрушки, с помощью которых можно переливать воду: лейка, маленькая мисочка, небольшой кувшинчик или простой пластиковый стакан. Малыш набирает воду в емкость и, выливая ее, создает шумный водопад с брызгами. Обратите внимание крохи, что чем выше водопад, тем громче он «шумит».
Окрашивание воды
Подкрасьте воду акварельными красками. Начать лучше с одного цвета. В одной бутылке (пластиковой, прозрачной) сделайте концентрированный раствор, а потом разливайте этот раствор в разных количествах в другие бутылки. Разлив концентрированный раствор по емкостям, долейте воды и посмотрите с малышом, где вода получилась темнее, где светлее.
Тонет — не тонет
Возьмите предметы из разных материалов: металл, дерево, пластмасса, резина, ткань, бумага, мочалка. Опуская по очереди различные предметы, ребенок наблюдает, погружаются ли они в воду и что с ними происходит.
Сквозь сито
Поставьте перед ребенком тазик с водой, пусть малыш льет воду из стакана в сито. Объясните ему, почему вода утекает. В игре ребенок познает назначение предметов и свойства вещества.