Вероятно, сегодня вам предстоит некое соперничество. В целом, день неплох, хоть и будет наполнен определенными переживаниями

Суд в Кемеровской области поместил под стражу обвиняемых в убийстве лискинцев

Из-за ОРВИ закрыли на карантин классы в двух школах Воронежа

Девять человек погибли на железных дорогах Воронежской области
 

На Вогрэсовском мосту в Воронеже увеличат количество полос для борьбы с пробками

Воронежская прокуратура проверит «креативные» предложения по борьбе с бездорожьем от главы села

Лесотехнический университет загорелся в Воронеже

Подрядчиков на два городских маршрута ищут в Воронеже

17 снарядов взорвали в Воронежской области 

Воронежцев предупредили о новой схеме мошенников с доставкой цветов и подарков

В Воронеже на проспекте Патриотов и Кольцовской сегодня отключат светофоры

День будет интересным. Во-первых, в отличии от предшествующих двух суток, наконец, обойдется без провокационных ситуаций, а во-вторых, сегодня ваша жизнь непременно изменится в каком-либо аспекте
 

Численность госслужащих сократят в Воронежской области на 10%

Мэр рассказал о сроках запуска в Воронеже электробусов и новых троллейбусов

Воронежцу попалась монета с «Ежиком в тумане»

Труп 70-летнего мужчины нашли в сгоревшем в воронежском селе доме

Сегодня определенно стоит следовать этому совету из детской книги, ведь провокаторы будут подстерегать на каждом шагу
 

Фейковые листовки с информацией о ядерных ударах распространяют в Воронеже

Перебои с телевещанием ожидаются на юге Воронежской области

В Воронеже приступили к подготовительным работам перед реконструкцией Центрального стадиона профсоюзов

Воронежский проект «Бетонные сады» получил архитектурный «Оскар»

Мэр рассказал о сроках запуска в Воронеже электробусов и новых троллейбусов

Специалисты устранили утечку на Московском проспекте в Воронеже

На атомной станции в Нововоронеже включат сирены 21 ноября

Николай Саврун может покинуть пост главного прокурора Воронежской области

Неизвестные напали с ножом на экс-тренера воронежского «Факела» Вадима Евсеева

Температурные качели ждут воронежцев на рабочей неделе

Сегодня звезды дадут шанс пересмотреть некоторые сферы своей жизни. Только вот прозрение наступит после не самых приятных событий

День перед Полнолунием будет полон неожиданностей и нестабильности. Но вот бытовые вопросы сегодня будут решаться как по щелчку
 

В Воронеже власти отказались от новогодних салютов

Дети

Психологи рассказали о детях – беженцах

 
В глазах растерянность и испуг. Зрачки бегают. Взгляд ищет источник резкого звука. Еще мгновение назад девчушка увлеченно смотрела на  тетеньку, которая  рисовала на щеке малышки замысловатый  цветок. Девочка веселилась вместе с другими детьми и улыбалась. Веселье моментально разрушил резкий хлопок:  лопнул обычный воздушный шарик.

Сюжет о празднике для детей-беженцев с Украины в память просто впечатался.  «Тетенька за кадром» сразу же кинулась успокаивать: «Это шарик! Шарик лопнул!». А малышка взглядом искала, куда спрятаться. 
Я не знаю, как ее зовут. Не знаю, сколько ей точно лет. Четыре, пять, шесть? В школу, судя по росту, ей идти  пока еще рано. И совершенно точно у меня нет ответа на вопрос, сколько еще должно пройти времени и всевозможных праздников, чтобы она перестала вздрагивать от каждого резкого звука, оборачиваться, сканируя пространство в поисках его источника, и места спасения.
Единственное, что сомнению абсолютно не подлежит - это то, что «бабушками-ведуньями» с их «выливанием испуга» здесь не помочь. Это работа только для специалистов. И хорошо если можно обойтись помощью одного только психолога. Хуже если придется обращаться к психотерапевтам, а то, не дай бог, и к психиатрам.

Каждая информация о встрече очередной группы вынужденных переселенцев с Юга-Ворстока Украины непременно содержала сообщение о том, что среди встречающих – психологи. Они не просто встречали. Они сразу начинали с переселенцами работать. Со всеми. Это работа долгая, кропотливая, но чрезвычайно необходимая. Потому что детские психологические травмы -  это практически гарантированно разрушенная взрослая жизнь. 
Говорит заведующая отделением медицинской психологии Воронежского областного психоневрологического диспансера Наталья Корчагина, :
- В основном вынужденные переселенцы – это женщины с детишками. Их встречали психологи МЧС, а потом уже подключались мы. Не ошибусь, если скажу, что у большинства прибывавших к нам детей психологические травмы были. И, если с ними не работать, то в отдаленной перспективе в подростковом возрасте это  агрессивность, трудная обучаемость, замкнутость. Во взрослой жизни - целый букет: пограничные психические расстройства, в том числе и неврозы, тревожно-депрессивные расстройства. Все это в хронической форме. Худшее – алкоголизм и наркомания».
Думаю, на подробном описании каждого вида расстройств останавливаться не стоит, их так много, что получится мини учебник по психиатрии. А вот немного математики не помешает. По разным оценка Россия только до конца лета приняла порядка одного миллиона человек, бежавших от кошмара бомбежек и разрушений. Примерно треть из них - дети. И у большей их части медики отмечали все признаки психологической травмы.
 
Если с такой травмой не работать, жизнь малыша по мере взросления превращается в ад (и жизнь его родных, кстати, тоже).  Агрессивность, неуправляемость, сомнительные компании, алкоголь, наркотики, откровенная уголовщина. Другой вариант – замкнутость, уход в себя.
В лучшем случае - трудоголики.
Но каким бы вариант попыток самореализоваться ни был, суть одна – стремление уйти от реальной жизни (зачастую просто в тяжелую болезнь), а так же полное отсутствие способности радоваться, чувствовать себя счастливым человеком. Добавим сюда склонность к тревогам, фобиям и страхам по любому даже незначительному поводу. Кто-нибудь рискнет назвать это жизнью?

Избежать такого сценария можно только одним способом: начать работать с детьми сразу, пока требуются усилия психолога, а не психотерапевта или психиатра. Чем, собственно, в 66 регионах России психологи и занимались, в том числе и Воронежские. Работали изо дня в день и с ребятишками, и с их родителями. Наталья Корчагина:
- Без родных здесь никак. Потому что они первые и главные, кому ребенок доверяет. А малыш… возможно он видел, как разрушило его дом, не исключено гибель кого-то родных, близких, знакомых. Или просто от родителей узнал об этом. В любом случае даже здесь в России, в безопасности он все равно оказался выдернут из привычной жизненной ситуации.
Чужие условия, люди... Он уже психологически уязвим, и ответы на различные ситуации может дать более сильные, чем в привычной обстановке. Такие ребятишки, как правило, не отвечают на улыбку незнакомого взрослого, отворачиваются, прячутся, не говорят, как зовут, могут замыкаться в себе, ломают игрушки, часто плачут, если и улыбаются, то глаза все равно грустные.
У них нет чувства защищенности. И дать его могут только родители: показывая насколько сильно он нужен и любим.
А родителям…  Им со своим бы взрослым горем справиться. Так что со взрослых и начинали. Если там все более или менее в порядке, то с ребенком работать уже проще.
Методик много. Игровая терапия. Сказкотерапия. Арт-терапия, например, нарисовать страх и сжечь, уничтожить рисунок. Проговорить причину страхов, придумать другой более счастливый финал...

Вопрос, как помочь самим взрослым, актуален и сейчас.
Психолог Наталья Корчагина настаивает – ни в коем случае не лезть в душу со словами: «Я знаю, что вы чувствуете, я вам сопереживаю». У каждого свое восприятие действительности, и своя оценка пережитого кошмара. Понять его можно, только пройдя через такие же испытания. В противном случае слова эти будут элементарной фальшью.
Чего нельзя еще? Нельзя «нянчиться» и жалеть, воспринимать их жертвами. Люди и сами все про себя знают.
Более всего им нужно видеть и чувствовать  поддержку. Не готовность все за них сделать, а именно поддержку. Помочь настроиться на позитив, выбрать новые и обязательно реальные цели.
И непременно терпение, потому что они точно так же, как и их малыши вырваны из привычных условий, крайне ранимы и уязвимы.