Механизм взросления
В переходном возрасте в организме ребенка происходит значительная перестройка, следствием которой становится раздражительность, перепады настроения, чрезмерная ранимость, утомляемость. В силу того что у подростков еще не сформировалась нервная система и эмоции преобладают над сознанием, они могут срываться по самому незначительному поводу. Утверждая свое право на взрослость (к тому же у подростков обострено чувство собственного достоинства), они иногда проявляют упрямство, замкнутость, дерзость; всякая опека, контроль вызывают резкое недовольство и сопротивление.
Как себя вести родителям в этот не легкий период
Во-первых, ребенок нуждается в том, чтобы к нему прислушивались и слышали его. Для этого нужно просто следовать принципам активного слушания. Они совсем несложные:
1. Повернуться лицом к ребёнку. Глаза на одном уровне.
2. Избегать вопросов, использовать утвердительную форму высказываний.
3. Держать паузу, давая ребёнку время на обдумывание.
4. Обозначать чувства, испытываемые ребёнком.
Как правило, ребенок, настроенный на конфронтацию, но не встретивший агрессивного осуждения, постепенно расслабляется и становится более открытым. Убедившись, что взрослый готов его слушать, он будет рассказывать о себе все больше и больше. К тому же активное слушание позволит вам не просто найти с ребенком контакт, но и действительно лучше понять его.
Когда в переходном возрасте подросток начинает себя вести, нарушая нормы поведения, принятые в семье, родительские чувства сильно задеты, и они сообщают об этом ребенку в очень жесткой, подчас откровенно агрессивной форме. Такие эмоции родителей можно понять, но, к сожалению, они не приносят никакого эффекта. Ребенок на это реагирует очень негативно: он прекословит, замыкается, ожесточается. Поэтому вместо отчитываний и прессинга лучше применять подход «Я-высказываний». Заключается он в следующем:
1. Родители должны описывать свои чувства в ответ на поведение ребенка
2. Проговаривая проступок ребенка, нужно делать это кратко и касаться только конкретного случая, нельзя переходить на личности, нужно постараться обойтись без сравнений и обобщений.
3. Обязательно нужно сформулировать желательный результат.
То есть вместо фразы: «Ну-ка быстро убрал свою постель. Стыдоба-то какая – сын неряхой уродился» лучше сказать: «Мне становится неловко, когда гости видят неубранную постель. Под покрывалом она смотрится гораздо лучше».
В трудном возрасте подросток активно переключается с внутреннего, семейного мира на внешний. Ему хочется все большей степени свободы, и очень важно ему эту свободу давать. Потому что стремление к самостоятельности и расширению собственной автономности - это нормально и свойственно всем нормальным детям. Скорее, вас должно насторожить обратное стремление. Ограничения, конечно, должны быть, но по мере естественного взросления подростка они будут становится все незначительнее.
Отпускайте вашего ребенка от себя понемногу, у него тоже должна быть своя жизнь, сконцентрированная не только вокруг семьи.