Горнолыжный комплекс «‎Донгор»‎ под Воронежем снова выставили на продажу

Остановка рухнула на легковушку в воронежском ЖК

Сильный ветер сорвал вывеску с магазина в Воронеже

Вероятно, сегодня вам предстоит некое соперничество. В целом, день неплох, хоть и будет наполнен определенными переживаниями

Суд в Кемеровской области поместил под стражу обвиняемых в убийстве лискинцев

Из-за ОРВИ закрыли на карантин классы в двух школах Воронежа

Девять человек погибли на железных дорогах Воронежской области
 

На Вогрэсовском мосту в Воронеже увеличат количество полос для борьбы с пробками

Воронежская прокуратура проверит «креативные» предложения по борьбе с бездорожьем от главы села

Лесотехнический университет загорелся в Воронеже

Подрядчиков на два городских маршрута ищут в Воронеже

17 снарядов взорвали в Воронежской области 

Воронежцев предупредили о новой схеме мошенников с доставкой цветов и подарков

В Воронеже на проспекте Патриотов и Кольцовской сегодня отключат светофоры

День будет интересным. Во-первых, в отличии от предшествующих двух суток, наконец, обойдется без провокационных ситуаций, а во-вторых, сегодня ваша жизнь непременно изменится в каком-либо аспекте
 

Численность госслужащих сократят в Воронежской области на 10%

Мэр рассказал о сроках запуска в Воронеже электробусов и новых троллейбусов

Воронежцу попалась монета с «Ежиком в тумане»

Труп 70-летнего мужчины нашли в сгоревшем в воронежском селе доме

Сегодня определенно стоит следовать этому совету из детской книги, ведь провокаторы будут подстерегать на каждом шагу
 

Фейковые листовки с информацией о ядерных ударах распространяют в Воронеже

Перебои с телевещанием ожидаются на юге Воронежской области

В Воронеже приступили к подготовительным работам перед реконструкцией Центрального стадиона профсоюзов

Воронежский проект «Бетонные сады» получил архитектурный «Оскар»

Мэр рассказал о сроках запуска в Воронеже электробусов и новых троллейбусов

Специалисты устранили утечку на Московском проспекте в Воронеже

На атомной станции в Нововоронеже включат сирены 21 ноября

Николай Саврун может покинуть пост главного прокурора Воронежской области

Неизвестные напали с ножом на экс-тренера воронежского «Факела» Вадима Евсеева

Температурные качели ждут воронежцев на рабочей неделе

Интервью

Чипсы с носами: как 30 лет назад появился снек из Воронежа

С чипсами чаще всего так: начинаешь с пары штучек, а потом… искра, буря, безумие… и уже «заточена» практически вся пачка. Почему?! Почему не получается ограничиться одной чипсинкой?  Во всем виноват коварный глутамат?
 
По мнению ученых, которые не первый год исследуют эту феноменальную страсть к снекам, дело тут не только в составе и соотношении углеводов и жиров. Эволюционно так обусловлено, что нам нравится делать «хрум-хрум». Хрустящую еду мозг воспринимает как свежую, а значит, более привлекательную. А тут уже подключаются знакомые всем «ребята» — эндорфины.
 
Родным мороженым мы уже охлаждались. Давайте теперь похрустим по-воронежски! В этом материале рассказываем про самый известный локальный снек — «чипсы с носами».
 
 

 
К чему привела поездка в Питер
 
«Вояж» — есть такой короткометражный хит у группы «Ленинград», но 30 лет назад точно было не до яхт, белых коней и «устриц на ужин». 
 
В 1993-м сотрудники Машиностроительного завода имени В.И.Ленина (ВМЗЛ, ранее Завод «Столль и К») отправились в Санкт-Петербург налаживать производственную линию. И там впервые увидели, как делают чипсы.
 
 
 — Мне было тогда 27 лет. Родился в Воронеже, обычная семья. Отец — электрик, мама — повар. После школы пошел в армию, потом работал на ГТС, электромонтером, ремонтировал таксофоны. Время было, конечно, интересное: СССР существовал уже «номинально», а у меня уже появилась своя семья. Жить на что-то нужно, — вспоминает генеральный директор фирмы «СНЭК», Андрей Голомедов.
 
Друзья главного по воронежским чипсам как раз трудились наладчиками на ВМЗЛ. 
 
 
— Я работал в отделе наладки с Сергеем Колыдковым (сооснователь компании «СНЭК», его не стало 9 лет назад — прим.ред.). Объехали всю страну — завод фасовал практически все. ВМЗЛ пережил революцию, был восстановлен после ВОВ, а вот «лихолетье» перестройки оказалось ему «не по плечу», — рассказывает соучредитель Леонид Высочкин.
 
Одно из первых частных предприятий Санкт-Петербурга под названием «Снэк» производило чипсы по уникальной для тех времен технологии третичной переработки:  сначала изготавливают хлопья и крахмал, потом их смешивают, и полученные «билеты» обжаривают до раскрытия. Инновации вдохновили воронежских наладчиков на собственный проект.
 
—  Все оказались ровесниками, много общались. Они нам помогли и названием, и пленкой, и финансово. От души. Единственное, чтобы не ссориться, мы поделили регионы сбыта. Москва и Санкт-Петербург — их. А все что южнее — наше, — Леонид Высочкин.
 
— У нас ничего такого не было, а в Питере эти чипсы очень хорошо продавались, — Андрей Голомедов.
 

 
«Меняю» дачу на чипсы
 
Воронежцы вернулись из Санкт-Петербурга вдохновленными и принялись за работу.  Сначала скинулись деньгами. Сняли помещение на Заводе фруктовых вод, купленное на ВМЗЛ оборудование «проапгрейдили», возили на поезде пленку и сырье. 
 
— Ради развития бизнеса пришлось кое-что продать. Всем пришлось. Чипсы жарили сами, рабочих не было. Года полтора ушло на отработку рецептуры. Если честно, уже хотели все бросать. Думаю, что «выехали» мы только на энтузиазме, — Андрей Голомедов.
 
 
 — Решили мы закупиться пленкой. Взять сразу пару тонн. Для этого копили деньги — хранили их на общем счете банка «Московский», он находился  недалеко от ГЧ. В 1995 банк лопнул, мы были вынуждены расстаться с имуществом. Все продали свои дачи и машины. Я расстался с участок у реки в Отрадном, уже достраивал там дом, — Леонид Высочкин.

В 1997 году производство сменило адрес — чипсы переехали в экс-комбинат бытовых услуг на ул. Аксакова. Только обосновались — случился дефолт 1998.

— Месяца три мы стояли. Все подорожало, работать не на чем. Пленка у нас была импортная, цена на нее выросла, в магазинах творилось что-то непонятное. Ничего не делали, просто пережидали, — Андрей Голомедов. 
 

 
Кто придумал «носы»

«Чипсы с тремя лицами на упаковке», «чипсы с тремя человечками», «чипсы с тремя  мордочками», и  самый популярный запрос в поисковике — «чипсы с носами, Воронеж».
 
 
Наглядный пример того, как работает дизайн — упаковка вошла в сознание, как 25-й кадр. Кто же придумал визуал?
 
— Топовое СМИ тогда — «Газета с улицы Лизюкова». Мы с Колдыковым поехали к  издателю, художнику. И он сказал: «Мне это очень интересно, я вам сделаю дизайн бесплатно». Анчуков сделал несколько эскизов, нам понравились именно эти три носатые мордочки. Конечно, мы его отблагодарили за труд, — Леонид Высочкин.

Издатель-художник? Получается, дизайн создавал сам Иван Анчуков? 36ON связался с известным художником-карикатуристом и получил лаконичный ответ от Ивана Алексеевича:
 
— К дизайну этой упаковки я не имею никакого отношения. 
 
Для каждого вкуса — своя упаковка. Фиолетовая — бекон, желтая — лук, зеленая — паприка. Да вы и сами их знаете.
 
 
 —  Самые популярные вкусы — бекон, паприка, сметана и лук. Сыр — меньше. Сначала было два вкуса, потом дошло до восьми. Сейчас остановились на шести. Избавились от тех, которые меньше всего берут. Например, не пошли чесночные и креветочные чипсы. Потребители довольно консервативны во вкусах чипсов, — Андрей Голомедов. 
  


Чипсы: тогда и сейчас

Что значили чипсы для тех времен?
 
— Это была хорошая закуска. Если в гости идешь с пивом, то их и берешь. В те годы выбора снеков особенно не было. Когда начинали, пачка стоила 2 рубля. И это были деньги, — Андрей Голомедов.
 
Бизнес «зашевелился» в 1999. Было построено еще одно помещение, сделано оборудование для производства картофельного полуфабриката методом экструдирования, появилось еще одно направление — кукурузные палочки.  
 
— «Нулевые» — самые лучшие годы после кризиса 1998 года. 60 сотрудников, производство практически круглосуточное, делали снеки в две смены. Кстати, все наладчики у нас еще с тех времен, работают более 20 лет, — Андрей Голомедов.
 
Сейчас в штате 12 человек, рабочий график — три дня в неделю. Как на воронежские чипсы повлияла новая экономическая реальность?
 
— По прибыли прошлый год за последние 5-6 лет был весьма неплохим. Сейчас опять спад идет. Санкции? Мы же с Белоруссией работаем, проблем с сырьем для чипсов нет. Больше переживали за пленку. Ее делают здесь, на Остужева, вот у них были проблемы с красками. Фольгированная пленка влияет на сроки хранения, модная сейчас крафтовая не подходит для нашего продукта. Срок хранения в ней меньше, — Андрей Голомедов.
 
 
Оборудование у «СНЭКа» еще с советских времен. Если нужны какие-то детали, то либо делают сами, либо ищут по наладчикам из «старой гвардии». Был случай, когда необходимая плата нашлась аж в Нижнем Новгороде.
 
— Нам сейчас очень помог уход многих брендов. Много чего подорожало. А у нас — самый дешевый сегмент на родном сырье. Разница с чипсами в тубе за 200 рублей существенная. Наша пачка в рознице стоит в среднем от 32 рублей. Все зависит от жадности продавца. Мы отдаем им по 23 рубля, — Андрей Голомедов.
 

 
Бизнес в эпоху ЗОЖ

Как создавать продукт из «запретного списка» ЗОЖ и ПП? Стоит ли бояться глутамата? Было очень интересно узнать позицию Андрея Голомедова:
 
— Я вообще не понимаю, кто это все придумал. Видимо, маркетологам двигать надо свою ЗОЖ-продукцию. Сырье для наших чипсов — полуфабрикат. Технология за 30 лет не изменилась. У нас в составе: картофельные хлопья, крахмал картофельный и специи. Картофельные составляющие белорусские, подсолнечное масло и вкусовые добавки — наши.
 
Почему вред-то? Ешьте их по желанию. Или не ешьте вообще. На мой взгляд, проблема слишком надумана. Глутамат добавляют во многие пищевые продукты. Мы регулярно сдаем свои чипсы  в лабораторию на анализы, обязательно отслеживаем, через какой период может начать горчить масло.
 

 
«Веселый клоун» для зумеров

История про воронежские снеки будет неполной без «Веселого клоуна». Это кукурузные палочки, которые производят на уникальном оборудовании.
 
 
—  Палочками занялись случайно. Еще работали наладчиками, поехали на макаронную фабрику в Беларусь. Все сделали и попали на обмен валюты. Получилось так, что у них уже «зайцы», а у нас рубли. Их директор по фамилии Сучок (очень порядочный человек, кстати), сказал нам, что не может рассчитаться — «нет рублей». В итоге, еле-еле выменял мелкими деньгами, собирал их по всему городу.
 
Пока ждали — обнаружили на фабрике полузаброшенный цех, там производили кукурузные палочки. Все разваливалось — валюты не было. А я смотрю, экструдеры у них очень старые, еще довоенные, — Леонид Высочкин.
 
Оборудование выкупили, привезли в Воронеж и настроили. С 1998 года и по сей день на нем производят кукурузные палочки.
 
 
 
—  Их постоянно сравнивают с советскими: «Я такие вкусные ел только в Риге». Да, раньше они продавались в огромных картонных коробках по 450 г. Кстати, линия у них была с нашего, воронежского завода.
 
Палочки очень нравятся и современному поколению. Недавно, популярный сервис доставки еды добавил их в линейку продуктов собственной торговой марки.  Леонид Высочкин раскрывает секрет вкуса:
 
— Сейчас производят толстые палочки, на китайском оборудовании. Наш продукт — из детства. Думаю, мы такие уже одни остались в стране. Если честно, несколько лет назад я уже хотел закрываться, но меня уговорил один известный ритейлер: «Леонид, соберитесь! Будет у вас реализация!».
 

 
Хрустящий сувенир и «дети мои»

Кстати, о реализации. «Носы» продаются только у нас. Так что их смело можно везти в качестве сувенира.   
 
— Чипсы — локальный бренд, их можно купить только в Воронеже. Заходить в другие регионы очень тяжело. Нет лишних средств. Тебя постоянно хотят продавить по цене. Мы же не можем работать себе в убыток. На плаву остались благодаря тому, что сжались.
 
 
Еще одно направление, которое развивает фирма «СНЭК» — колечки. К ним было несколько подходов:
 
— Полуфабрикаты делают в Беларуси, Краснодаре и Курске, а мы обжариваем. С колечками мы были одни из первых в России. Но что-то тогда, 12 лет назад, не пошли.
 
Воронежские «носы» не сдаются. Чувствуется не только закалка перестройкой и парочкой кризисов, но и личная вовлеченность:
 
 
— Эта история уже не совсем про деньги.  Чипсам столько лет, они уже, как дети мои. Как их бросить?! Я даже не представляю, что будет, если закроемся, — объяснят Андрей Голомедов.
 

 
Вместо эпилога

Рабочий кабинет Андрея Голомедова украшен советской атрибутикой.
 
 
Магнитофоны с бобинами, пионерский горн, картина с Лениным 50-х годов — подарок на день рождения: 
 
— Лично для меня, СССР — очень хорошая «штука» была. Я занимался борьбой (две тренировки в день), учился в спортивном классе. Нас кормили, одевали, мы ездили на соревнования за счет спорткомитета. На сборы давали 35 рублей. Огромные деньги для школьника! 
 
 
А еще делали оборудование. И обучали людей на нем работать и его обслуживать так, что спустя 30 лет в Воронеже до сих пор производят снеки «как в детстве».
 

 
Еще по теме:
 
 
 

 
фото - Юлия Воронкова, 36on