Центральным вопросом стал порядок начисления ОДН. Как выяснилось, по совокупному мнению присутствовавших, к тому, что жильцов начали обязывать платить больше, чем обычно, оказались причастны чуть ли не все возможные учреждения и организации.
Николай Петрищев, и.о. руководителя управления ЖКХ администрации Воронежа, «кивнул» в сторону самих жильцов, которые занижают показатели счетчиков, не желая платить по и без того заниженным тарифам:
– Мы провели расчёт по жилому фонду Воронежа, и выяснили, что если УК будут всем жителям выставлять ОДН не более, чем по нормативам, то ежемесячно за управляющими компаниями начнет формироваться долг в размере 5-6 миллионов рублей за электроэнергию, 15-20 миллионов рублей за холодную воду и водоотведение и 10-12 миллионов – за горячую воду. При таком уровне задолженности через полгода придется банкротить большую часть управляющих организаций, а следом – и ресурсоснабжающих.
Виктор Крештель, руководитель государственной жилищной инспекции области Виктор Крештель, обратил внимание на некорректную позицию управляющих компаний:
– Если раньше УК были заинтересованы в снижении ОДН, то теперь они утратили этот стимул. Более того, вместо того, чтобы отстаивать свои долги перед ресурсовиками в суде, они просто скинули их на добросовестных плательщиков. Когда пошли платежки с огромными ОДН, к нам обратилось 720 человек за три дня. И все они правильно ставят вопрос: их права нарушены. Но что мы могли сделать?
– Мое предприятие обслуживает порядка 40 домов, построенных компанией «КИТ». В доме, скажем, 342 квартиры. Прописаны люди в 90. Живут почти в каждой. По большей части, сдают таджикам, которых там человек 10-15. Ни один норматив их потребление не потянет. Я передал этот дом «Водоканалу», чтобы они напрямую выставляли счета. Так вот мне пришлось еще 15 миллионов рублей доплатить за людей. В общем, если начислять ОДН в рамках установленных нормативов, это убыточный бизнес.
– Мы можем контролировать только те УК, которые обслуживают жилой фонд, где есть какая-то доля муниципального имущества. Или те компании, на работу которых поступила жалоба жильцов. В остальных случаях намного большими полномочиями располагает государственная жилищная инспекция.
– Мы должны разобраться: кто же зарабатывает на сложившейся ситуации? Ресурсовики? УК? Я не исключаю и сговор двух этих сторон. А ведь страдают от этой ситуации 85% воронежцев, которые являются добросовестными плательщиками, и на которых вешают и долги их недобропорядочных соседей, и результаты некачественного исполнения УК своих обязанностей по содержанию жилого фонда, и даже огрехи ресурсовиков.
- представителям разных ведомств – создать специальную рабочую группу,
- мэрии – подготовить соответствующие законопроекты,
- государственной жилищной инспекции – заставить управляющие компании более подробно и внятно раскрывать информацию по платежам.