В Воронеж с наступлением тепла вновь вернулись далеко не самые приятные ароматы со стороны Левобережных очистных сооружений. ЛОС находятся в концессии у «РВК-Воронеж», поэтому претензии справедливо прозвучали в сторону концессионера. РВК отвечает, что делает все возможное, чтобы минимизировать дискомфорт жителей, однако результат пока не слишком заметен. Кроме того, сегодня в социальных сетях появилось видео с подозрительными стоками, которые сливаются непосредственно в водохранилище. На это в РВК также ответили, что разбираются в ситуации и прилагают все усилия, чтобы снизить риски для экологии.
На фоне всего этого в медиасфере всплыли и другие нелицеприятные подробности, касающиеся деятельности концессионера. Так, например, телеграм-канал «Абырвалг» разместил акт проверки Контрольно-счетной палаты от декабря 2019 года, который ранее не был опубликован в открытом доступе. Проверка касалась реализации концессионного соглашения, заключенного в 2012 году, и, согласно документу, аудиторы тогда нашли в деятельности «РВК-Воронеж» серьезные нарушения.
Так, в документе говорится, что до 2018 года компания не провела предусмотренные концессионным соглашением реконструкции 14 повысительно-насосных станций и 10 канализационно-насосных станций, а также не закончила реконструкцию главного Левобережного коллектора.
Промежуточные результаты в 2018 году были также неутешительными - к примеру, количество засоров по канализационным сетям почти втрое превышало установленное значение, потери воды по состоянию на 2018 год - на 7%.
Также, по информации аудиторов, «РВК-Воронеж» указал в отчетах часть затрат, которые на самом деле не относятся к затратам на реконструкцию объектов концессионного соглашения. Напомним, на реализацию соглашения с 2012 по 2019 год организация инвестировала 1,8 млрд рублей, или 70% от планового объема, который составлял 2,5 млрд рублей.
К этим затратам могут относиться агентские договоры, которые ООО «РВК-Воронеж» заключило с ООО УК «Росводоканал» на осуществление юридических и иных действий, а с ООО «РВК-Консалтинг» - на оказание услуг по планированию и контролю исполнения договоров, консультационные услуги. КСП пишет, что эти договоры нарушают п.2 ст.1 ФЗ № 223-Ф3, то есть заключались без проведения торгов. Стоимость их услуг за 2014-2019 годы составила 161 млн рублей, при этом в августе 2019 года ООО «РВК-Консалтинг» было ликвидировано.
Также, по информации проверяющих, в затраты ООО «РВК-Воронеж» включило выплату заработной платы дирекции капитального строительства в 2012-2016 годах, несмотря на то, что она учтена в тарифе ООО «РВК-Воронеж» на холодное водоснабжение и возвращается обществу в составе выручки. Сумма составила 14,8 млн рублей.
Кроме того, предположительно, концессионер необоснованно включил в отчеты об исполнении инвестиционной программы НДС, оплаченный поставщикам и подрядчикам и возмещенный из бюджета, на сумму 347,8 млн рублей.
Отметила КСП и другие нарушения. Например, то, что для выполнения ряда работ «РВК-Воронеж» привлекал подрядчиков, у которых попросту отсутствовали необходимые производственные мощности. Речь идет о компаниях «Укрепрайон» и «Май-проект». В первой, по состоянию на 2018 год, числилось 9 сотрудников, выполнить договорные обязательства она не смогла, в связи с чем рассматривалось заявление о ее банкротстве. У второй компании сотрудников оказалось немного больше - 28 человек, тем не менее КСП пришла к выводу, что выполнение работ силами указанных организаций при отсутствии спецтехники и достаточного штатного персонала невозможно.
Возникли у аудиторов вопросы и к расходованию инвестиционных средств. Так, предположительно, 690 млн руб. не были израсходованы на реконструкцию объекта концессионного соглашения, а направлены на приобретение доли владения уставным капиталом ООО «РВК-Капитал».
Построенные в рамках концессионного соглашения линейные объекты - водовод Шишкова-Хользунова, водопроводные и канализационные сети пос. Никольское, канализационные сети школы по адресу Московский пр., 142у - не были поставлены на кадастровый учет, право муниципальной собственности не зарегистрировано.
Одновременно с этим у аудиторов возникли вопросы и ко второй стороне концессионного соглашения: в КСП отметили, что управление ЖКХ, как уполномоченный орган концедента, могло и должно было инициировать проверку реализации концессионного соглашения, однако сделано это с 2014 по 2018 год не было.