Неожиданно высокую поддержку во всевозможных опросах общественного мнения получает сегодня будущий кандидат в мэры Воронежа, публицист Святослав Иванов. Мы попытались понять, чем он мог так приглянуться воронежцам.
Святослава Иванова предложила в мэры «Русская палата общественных организаций» (РПОО), в состав которой входят представители воронежского отделения «Народного ополчения Минина и Пожарского», региональной структуры «Отдельного Собора», местного отделения движения «Народный собор», организации правовой помощи «Русский смысл» и других. Это произошло в конце марта.
Иванов был не единственной кандидатурой. Также рассматривалась возможность предложить эту миссию воинственно настроенной Валентине Бобровой, лидеру движения «Зеленая лента». Но выбор в итоге остановили на Иванове – то ли потому что публицист, то ли потому, что сопредседатель «Русской палаты».
Судя по всяческим
опросам в СМИ и не только, выбор оказался точнейшим. Уже ко 2 апреля, то есть спустя буквально несколько дней после заявления, согласно опросам «Института политического анализа и стратегий» (ИПАС) рейтинг Иванова поднялся до 6,17%, выводя его на третье место после Галины Кудрявцевой и исполняющего обязанности мэра Геннадия Чернушкина.
Еще через несколько дней одно интернет-издание проводит виртуальные выборы главы города, и на них Святослав Иванов с 22% поддержки занимает уже второе место, уступая только Чернушкину.
Если представить, что опросы не врут хотя бы на треть, то это все равно практически нереально для человека, едва вошедшего в широкое публичное пространство.
Русские идут
Быть может, настолько сильна политическая платформа Святослава Иванова?
«На этих выборах нет кандидата, который бы защищал коренное русское население от чиновников, этнических групп», — говорится в том самом обращении «Русской палаты», которое предлагает публицисту выдвинуться в мэры. - «…Святослав Иванов не только станет символом национального большинства, но и пойдет на выборы под лозунгом "Русскому Воронежу — русского мэра"».
Примерно двумя месяцами ранее, в начале февраля на учредительном съезде РПОО звучала подобная риторика: «Национальное русское большинство столкнулось с рядом угроз, которые нельзя более игнорировать. Проблема народосбережения коренного населения Воронежской области (высокая смертность коренного населения, отсутствие экономических условий для работы в сельской местности, продолжительная реконструкция храмов на территории области, невнимательность к собственной русской культуре) долгое время игнорировалась региональной и местной властью, уступая место космополитичным воззрениям».
Звучит призывно: сразу хочется объединиться в борьбе с каким-нибудь внешним врагом. Только вот есть ли он – этот враг?
Воронежская область сегодня — мононациональный регион. По итогам переписи 2010 года доля русского населения была зафиксирована в нем на уровне 90,9%, украинцев - 18,4%, армян - 0,4%, цыган и азербайджанцев - по 0,2%. Схожее соотношение народностей в самом областном центре. Здесь нет того присутствия кавказского элемента, создающего угрозу русскому населению, которое, быть может, имеет место в Ростове-на-Дону и в других южных городах. И если нас стоит от кого защищать, то разве только от самих себя.
Вместе с тем, среди потенциальных соперников Иванова пока нет ни одного кандидата, которому можно было бы противопоставить девиз «Русскому Воронежу – русского мэра». Все кандидаты – русские. Или, может, хотелось подчеркнуть другое - что в имени Святослав больше русского, чем в именах Геннадий или Константин?
«То березка, то рябина…»
Безусловно, патриотическая проблематика - дескать, отечество в опасности - довольно удобная тема для политических баталий. Потому что затрагивает фундаментальное в человеческом мировоззрении. Еще великий писатель Лев Толстой указывал на то, что патриотизм служит инструментом в руках политиков. И, кстати, в Воронеже уже есть один публицист, попавший во власть на волне данного вопроса - депутат облдумы Александр Лапин, который пишет книги и ведет на ТВ передачу «Русский вопрос».
Но, во-первых, повторить путь Александра Лапина Святославу Иванову будет довольно трудно. Прежде всего, потому, что должность градоначальника подразумевает больше управление муниципальным хозяйством и делами города, и менее всего – решение национального вопроса, которому логичнее находится в политическом ведении губернатора.
Во-вторых, патриотическая идеология всегда имеет риск соскользнуть в шовинизм и национализм и принести всем больше вреда, чем пользы. Лозунг «Русскому Воронежу - русского мэра» не так уж далек от лозунга «Воронеж для русских». Мы это уже проходили в начале «нулевых», когда Воронеж захлестнула волна неонацистских настроений. Убийства иностранных студентов перемежались с потасовками между скинхедами и неформалами. Особенно активно эскалация темы протекала в молодежной среде. Город стали называть «столицей русского неонацизма». Подбрасывали масла в огонь погром на еврейском кладбище, осквернение синагоги и свастика, которая появлялась на стенах различных зданий. Скинхеды избивают двоих уличных музыкантов, которые играют еврейскую музыку, по городу раскиданы антисемитские плакаты.
Тот самый Иванов
Таким образом, вряд ли воронежцы остро испытывают потребность в защите себя от басурман и, тем более, видят в качестве своего защитника человека творческой профессии. И уж тем более никто не хочет любой случайной реставрации националистических проявлений. Но тогда откуда у малоизвестного Иванова такой симпатичный рейтинг?
А кто сказал, что малоизвестен? Святославу Иванову 56 лет, он - член Союза писателей России, руководил городской газетой «Берег», работал заместителем главного редактора газет «Русский формат» и «Экономика и жизнь — Черноземье». Так что в
определенных кругах публицист известен хорошо.
Но еще больше известна его фамилия. Историческая. Русская. Наша. Которая говорит сама за себя. Которую в месяц в Яндексе ищут около 5,5 млн россиян. Самое то для города, в котором русских подавляющее большинство.
Автор статьи Ефим Кузнецов