В Российской Федерации выборы в органы законодательной (представительной) власти проводятся на четырех уровнях: федеральном, региональном, административных центров и местного самоуправления. Традиционно наибольшее значение придается федеральным выборам – Президента РФ и Государственной Думы, которые согласно действующему законодательству проходят каждые 6 и 5 лет соответственно. Подготовка к выборам, агитационные мероприятия, работа участковых избирательных комиссий, а также непосредственно события дня голосования получают широкую информационную поддержку средств массовой информации всех возможных форматов, от интервью с кандидатами на центральных каналах до видео о нарушениях, заснятых на камеру мобильных телефонов и опубликованных в популярных социальных сетях. Между тем выборы в органы местного самоуправления в большинстве своем остаются без должного внимания, чему виной отчасти недостаточная информационная поддержка СМИ, отчасти – сложившееся у многих избирателей превратное мнение о незначительной, подчиненной роли выборов на муниципальном уровне.
- в основе деления субъектов на муниципальные округа лежит территориальный принцип, что логично приводит к необходимости совместно решать задачи локального характера людям, проживающим на одной территории. Это обеспечивает не только единогласие в решении ряда вопросов, но и дает возможность выделить, актуализировать действительно важные вопросы, приоритетные для избирателей;
-
у граждан есть больше возможностей донести свое мнение, информацию о нуждах и потребностях до органов местного самоуправления, нежели до вышестоящих инстанций. В свою очередь власти, в чьей компетенции находится определенная муниципальная территория, способны оперативно и качественно решить актуальные вопросы и строить долгосрочные перспективы развития с учетом специфики конкретного муниципального образования; -
избиратели осуществляют непосредственный контроль над местным самоуправлением в большей степени, чем на вышестоящие органы власти. Инструментами такого контроля служат право быть избранным (на менее жестких условиях по сравнению с региональном и федеральном уровнем) и участвовать в выборах, обжаловать в судебном порядке действия и решения органов местного самоуправления, направлять коллективные и индивидуальные обращения, самостоятельно определять структуру органов самоуправления и решать некоторые вопросы местного значения. Примером последнего являются референдумы, получившие распространение в регионах, но ни разу не проводившиеся на федеральном уровне, т.к. подобная инициатива блокировалась на стадии выдвижения.