- 1. Равенство. Речь идет о равноценности голосов избирателей, независимо от социального статуса, финансового положения, должностных привилегий или других частных признаков. Также данный признак подразумевает относительное равенство по количеству избирателей в различных округах (абсолютное равенство недостижимо в связи с особенностями распределения плотности населения на территории государства).
- 2. Всеобщность. Аналогично первому пункту, право голоса предоставляется всем гражданам, независимо от национальности, пола, профессиональной принадлежности, уровня образования, дохода и пр. Данный принцип имеет ряд ограничений – цензов, определяющих условия допуска избирателей к голосованию. На примере цензов можно особенно наглядно проследить эволюцию института выборов и демократии в целом. Так в Древней Греции право голоса являлось привилегией свободных граждан. История большинства стран демонстрирует яркие примеры ограничения в праве голоса на выборах различных групп населения – женщин, военнослужащих, студентов, представителей национальных меньшинств, малоимущих слоев населения, наемных рабочих, людей, проживающих на одном месте менее установленного срока, и т.д. На сегодняшний день большинство цензов отменено, т.к. фактически они являются дискриминацией по различным признакам. В Российской Федерации действуют следующие цензы для избирателей: возрастной (18 лет), недееспособности (признание психических заболеваний судебным решением), моральный (отбывание срока в местах лишения свободы на момент проведения очередных выборов), гражданство РФ. Для кандидатов этот список значительно больше, он включает цензы по возрасту, оседлости (проживанию на территории страны не менее определенного срока), республиканскому гражданству, образованию, уровню владения национальным языком, наличию судимости и предыдущим государственным должностям.
- 3. Прямое голосование. Предполагается отсутствие посредников между избирателем и кандидатом, т.е. избиратель самостоятельно принимает решение и голосует за конкретного кандидата (список кандидатов).
- 4. Тайное голосование. Этот принцип призван обеспечить свободу выбора и защитить избирателей от любых форм давления или подкупа.
Выборы, по определению, являются неотъемлемым признаком демократического государства, однако это утверждение не равноценно признанию выборов демократическими. В последние годы средства массовой информации, политические деятели и граждане все чаще говорят о нечестных выборах, многочисленных нарушениях и случаях фальсификации. До сих пор этот вопрос остается открытым, не находя достаточно полных разъяснений по всем пунктам в законодательной базе, тем актуальнее сегодня вернуться к истокам проблемы и точно определить, что собой представляют демократические выборы.
Оба понятия, «выборы» и «демократия», восходят к античным временам, когда в Древней Греции и Древнем Риме появились первые предпосылки к становлению современных демократических институтов. Формирование органов власти на выборной основе послужило первым шагом к формированию института демократии, однако выборы в те времена нельзя было назвать демократическими по современным меркам (подробно этот вопрос будет рассмотрен ниже). Развитие выборной системы и ее законодательной базы неразрывно связано с развитием демократии, поэтому с достаточной степенью уверенности можно утверждать, что эволюция обоих понятий в общественном, политическом и правовом смыслах далека от завершения, о чем свидетельствует ежегодное внесение поправок в соответствующие федеральные законы.
Демократические выборы – это свободные честные выборы, базирующиеся на четырех ключевых принципах:
Демократические выборы, признаки которых перечислены выше, также характеризуются определенными принципами избирательного процесса: отсутствие давления на избирателей, наличие альтернативного выбора, регулярность и периодичность выборов, равенство возможностей кандидатов и партий.
Все эти признаки в совокупности позволяют говорить о демократических выборах, выполнение ключевых принципов минимизирует вероятность нарушений и фальсификаций, а также гарантирует соблюдение конституционных прав избирателей.