Агитационные плакаты на выборы давно стали неотъемлемой частью городского пейзажа, они также являются одной из традиционных форм предвыборной агитации. При всем многообразии возможностей, предоставляемых сегодня средствами массовой информации и ресурсами глобальной сети Интернет, агитационный плакат остается наиболее популярной формой у кандидатов на выборах всех уровней, от федерального до уровня местного самоуправления.
«Прародителем» современного агитационного плаката стали гравюры в стиле книжно-журнальной графики, получившие широкое распространение во второй половине XIX в. К середине XX в. выборные плакаты компартий положили начало отдельной форме агитационных плакатов, истоки и каноны которой во многом прослеживаются в печатных материалах современных предвыборных кампаний.
Популярность агитационных плакатов обусловлена не только сравнительно невысокой стоимостью, но и высокой эффективностью таких материалов. Визуальный канал восприятия информации играет определяющую роль у большинства людей, следовательно, он наиболее эффективен для привлечения внимания, воздействия на политические взгляды и внушения.
Размещенные в местах, где их увидит максимальное число избирателей (на крупных перекрестках, стенах зданий и т.д.), агитационные плакаты оказывают не только прямое воздействие на целевую аудиторию, но и работают на подсознательном уровне (например, в поле зрения водителей, длительное время находящихся в автомобильной пробке, неизменно попадает установленный на перекрестке щит; то же справедливо для щитов с повторяющимися выборными плакатами, размещенных вдоль дороги в большом количестве). Однако этот же фактор (длительное вынужденное присутствие в поле зрения и высокая частотность размещения) может сыграть негативную роль – многих людей раздражает навязчивая агитационная кампания, вследствие чего плакаты воспринимаются не как призыв к участию в выборах, а раздражающая реклама.
Другой немаловажный фактор – в отличие от агитации в СМИ и по другим информационным каналам, плакаты не попадают под действие «Дня тишины» (исключением являются печатные материалы, размещенные в радиусе 50 м от зданий, где работают избирательные комиссии и находятся участки для голосования).
Агитационные плакаты на выборы подчиняются не только композиционным законам (название партии или фотография кандидата, краткий информативный призыв отдать за него свой голос, крупный шрифт, четко выделяющийся на фоне основного цвета, и т.д.), но также соответствующим федеральным законам о предвыборной агитации. Все печатные материалы должны содержать информацию об организации-изготовителе и заказчиках, в случае появления анонимных плакатов, листовок и других материалов избирательная комиссия пресекает их распространение. Размещение плакатов допускается на любых рекламных установках и зданиях, кроме исторических памятников и помещений избирательных участков (комиссий). Размещение печатных материалов на носителях, находящихся в собственности частных лиц или неправительственных организаций\компаний производится на условиях владельца и на платной основе. Без взимания платы агитационные плакаты размещают на зданиях и конструкциях, находящихся в муниципальной, государственной собственности (а также в собственности организаций, имеющих долю муниципальных образований или государства более 30% в уставном капитале), при этом всем кандидатам предоставляется равная площадь.
Содержание агитационных плакатов также регламентируется федеральным законодательством – запрещены призывы к насилию, расовой нетерпимости, нарушению конституционного строя Российской Федерации, целостности РФ, разжиганию расовой, религиозной, социальной и национальной вражды. Соответствующие законодательству агитационные плакаты могут размешать с момента регистрации кандидата до даты, предшествующей дню голосования («День тишины»), когда размещение и распространение любых печатных материалов запрещено, однако размещенные ранее на зданиях, конструкциях и рекламных носителях агитационные плакаты не подлежат демонтажу.
Агитационные плакаты не только содержат призыв к поддержке определенного кандидата или партии, но также доносят до электората основную мысль предвыборной кампании, помогают определиться с выбором и отдать свой голос кандидату, чья политическая программа наиболее соответствуют гражданской позиции избирателей.